О реформе МВД, создании патрульной полиции и сервисных центров вместо «старых» МРЭО мы уже информировали читателей. Не менее регулярно и освещение вопроса введения системы автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения.
Правда, пока система так и не заработала в полном масштабе, действуют лишь несколько устройств — да и те в режиме «обкатки». В общем, «писем счастья», то есть уведомлений о нарушении, пока не получал никто. О том, как обстоят дела с введением автофиксации, мы спросили у Владимира Караваева, известного правозащитника, автора книги «100 Аргументов против штрафов ГАИ», члена рабочей группы по внедрению автоматической фиксации правонарушений в сфере дорожного движения.
Почему автофиксация нарушений все еще не работает?
ВК: Причин несколько. Одна из них – устаревшие стандарты для аппаратного обеспечения, действующие как у нас, так и в Европе. Там средства автофиксации вообще соответствуют требованиям еще 1991 года, что неприменимо по современным меркам. В 2017 году Европа планирует применить новые стандарты, которые следовало бы применять и у нас. Внедрять работу всего комплекса сейчас, закупив, например, старую аппаратуру из ЕС, нет смысла: она устарела и недостаточно точная, а это не пойдет на пользу украинским автомобилистам. Цель нашей рабочей группы — убедить правительство принять новые стандарты и не привлекать многочисленных частных инвесторов, желающих получить неплохой бизнес, закупив подержанную аппаратуру. Мы хотим ввести принцип, когда расходы на повышение безопасности дорожного движения оплачивают нарушители, то есть система должна быть полностью автономной финансово, без влияния посредников. А это вызывает определенные дискуссии и требует времени для согласования.
Что дадут новые стандарты автомобилистам?
ВК: Главная проблема на наших дорогах – превышение водителями безопасной скорости движения. И это первоочередное задание для решения. По новому стандарту планируется использовать приборы, контролирующие скорость по двум каналам одновременно, например с помощью радара, работающего по принципу Доплера, и лазерного измерителя скорости. Если показания обоих приборов совпадают – есть факт нарушения. Если результаты замера не совпали – нарушение не фиксируется. Что это дает водителям? Более высокую точность работы системы, практически исключающую ложное срабатывание. Значит, если нарушения не было, то и наказания не будет по причине «технической ошибки».
Выгодны ли новые стандарты государству?
ВК: Система автофиксации нарушений будет эффективна тогда, когда ей будут доверять граждане. Если использовать точную аппаратуру, исключающую ложные срабатывания, водители не станут оспаривать постановления в судах, поскольку будут понимать, что за нарушение следует отвечать. Те, кто не нарушает, будут спокойно ездить, не переживая, что по случайности могут получить «письмо счастья», просто потому, что прибор автофиксации оказался старым и неточным. Если все будет работать правильно — не будет претензий, а значит начнет расти доверие к системе.
Кроме этого, наше государство должно заботиться о дорожной безопасности на социальном уровне, создавая обучающие видеоролики, социальную рекламу и т.п. У нас этого нет, потому что у государства на это нет средств. Если часть доходов от работы систем автофиксации направить на вот такие социальные мероприятия, ситуация на дорогах должна начать улучшаться.
Что с «ручными» средствами замера скорости, очень любимыми в ГАИ?
ВК: Большинство членов рабочей группы сходится во мнении, что максимум функций по контролю над безопасностью дорожного движения должно происходить в автоматическом режиме. На будущее предусматривается применение мобильных устройств, дронов, но это перспективные планы. Если мы сейчас полицейским дадим в руки старые «средства заработка», они, того и гляди, снова начнут прятаться по кустам, искать «хлебные места» и все может вернуться назад, в «ГАИшные времена».