Заманчивая реклама, скидки, акции, первоклассный сервис. Именно такими «изюминками» автосалоны заманивают клиентов, обещая им горы до небес. Но зачастую ожидания не совпадают с реальностью, и будущий автовладелец оказывается обманутым. Более того, нередко вместо обещанных бонусов и «плюшек», покупатель получает целый ворох проблем, которыми его награждает дилер в виде автомобиля, не прошедшего нормальную предпродажную подготовку или, что еще хуже, продает авто с пробегом под видом нового. Как избежать подобных ситуаций, которые за последние годы приобрели массовый характер – разбирался «Автоблог».
Игра с цифрами
Один из самых популярных способов обмана – это манипуляция с ценами. Так, на рекламном щите или в буклете указывается одна цена, а в реальности она не учитывает НДС или другие скрытые платежи (например, комиссию банка за перечисление средств на текущий счет). Это же касается и ставок по кредитам. Дилер якобы обещает рассрочку под 0,000001% годовых. Но выясняется, что помимо этой мизерной ставки покупатель должен заплатить какую-то комиссию, оплатить страховки, услуги нотариуса и т.д. В итоге, кредит оказывается далеко не «нулевым». Также автосалоны любят указывать стоимость автомобиля в валюте (долларах или евро), и делают маленькую приписку, что оплата производится в гривне по курсу межбанка или НБУ. В итоге, если курс «качнется», то клиент заплатит гораздо больше, чем планировал.
Всего понемногу и каждому
Чуть ли не каждый второй автовладелец сталкивался с навязыванием разного рода услуг и сервисов. Например, небольшие автосалоны предпочитают продавать что-то вроде расширенной гарантии на авто за дополнительную плату, из-за чего прайсовая стоимость автомобиля может вырасти на несколько тысяч гривен, если не больше. Очень часто завышены цены и на обслуживание авто. Дилеры (вернее, официальные и партнерские СТО) уже на первом или втором ТО любят стращать автолюбителей массой обнаруженных поломок. В итоге, автовладелец платит любые деньги за то, чтобы «болячки» были ликвидированы, хотя по факту с автомобилем все в полном порядке. Еще один излюбленный прием продавцов – добиться, чтобы покупатель уехал не просто на автомобиле в максимальной комплектации, но еще и прихватил с собой какие-то супер коврики в салон, фирменные чехлы и омыватель стекла с невероятным «нано-эффектом». И все это, разумеется, за двойную, а иногда и тройную цену.
Сбыть любой ценой
Встречается среди автодилеров и настоящее мошенничество. Крупные салоны, в принципе, держат марку, и до противозаконных махинаций стараются не опускаться. Но вот автосалоны поменьше подчас ничем не гнушаются. Самый распространенный вариант, когда автомобиль частично разукомплектовывают. Например, вынимают коврики, полку из багажника, ящики из-под сидений. А затем продают это добро клиенту под видом дополнительного оборудования. Хотя все перечисленные «допы» устанавливаются по умолчанию с завода. Но еще хуже, если под видом девственно нового покупателю продают автомобиль, бывший в употреблении, да еще и прошедший рихтовку и покраску. Чаще это тест-драйвовые авто, реже – автомобили со скрученным пробегом, доставшиеся автодилеру по схеме «трейд-ин».
Неблагие цели
Какую цель преследует автодилер, прибегая к обману? Все просто. Во-первых, заманить клиента. Ведь редко, кто не «клюнет» на низкую цену, скидку или бонус. Во-вторых, автосалоны стремятся подсадить автовладельцев на обслуживание и сервис. Причем, удержать их на официальных СТО даже после того, как закончился гарантийный срок. Именно для этого существуют всевозможные программы для авто, пробег которых превышает 5-7 лет. Да, с одной стороны они сулят льготные условия, но с другой оказываются все равно дороже (особенно с учетом навязанных запчастей и расходных материалов), чем обслуживание на небольших сервисных станциях. Ну а если речь идет об откровенном мошенничестве, то здесь никакой другой подоплеки, кроме как сбыть неликвидный или подпорченный товар, нет.
Держим ухо востро!
Универсального рецепта, как не стать жертвой происков ушлых автодилеров, не существует. Главная рекомендация – тщательно проверять всю информацию, которую предоставляет автосалон. Например, соответствует ли рекламная цена прайсовой стоимости. Если обещана скидка – в каких случаях она предоставляется, льготный кредит – на каких условиях он выдается. Также обязательно стоит выяснить (а лучше всего, закрепить на уровне договора или в дополнениях к нему), что включено в комплектацию автомобиля. Ведь если на руках у покупателя будет такой перечень, то дилер уже не сможет продать машину без нужных запчастей и аксессуаров. Отдельное внимание следует уделить условиям гарантийного обслуживания. Нередко на автовладельца накладываются очень жесткие ограничения по эксплуатации авто. Вплоть до того, что заливать нужно только конкретную марку масла и обувать резину ограниченного перечня брендов.
В противном случае производитель полностью снимает с себя любые обязательства по устранению неисправностей. Ну и конечно важно не забывать: ничего не бывает бесплатным. Поэтому, даже если автодилер предлагает что-то в подарок, стоимость этого подарка непременно будет «зашита» в цену автомобиля или его сервисного обслуживания.
Павел Харламов