Автовладельцы давно разделились на два лагеря. На тех, кто предпочитает авто только с автоматической коробкой передач, и на тех, кто признает исключительно «механику». Причем, с каждой стороны слышны веские аргументы в защиту предпочитаемого типа трансмиссии. По мнению одних, автомат - удобнее и комфортнее. Особенно в крупном городе, где часто приходится тянуться в пробках. Поклонники механики считают, что только классическая коробка передач сможет передать всю полноту ощущений от управления автомобилем. К тому же, «ручка» - это еще и признак типично мужского стиля вождения, в то время как автомат – удел женщин и тех, кто не смог подружиться с механикой. В принципе, правы и те, и другие. Но и механическая, и автоматическая трансмиссия обладают своей порцией недостатков. Каких именно – разбираемся.
На автомате
Главное преимущество АКПП, безусловно, более простое управление автомобилем. Водитель не отвлекается на постоянное переключение передач, может сконцентрироваться на оценке дорожной ситуации, что снижает риск попадания в ДТП. Плюс ко всему, автомат продлевает жизнь автомобилю. Ведь, по сути, вместо водителя передачами оперирует электроника. А значит, исключены ошибочные переключения и, как следствие, отсутствует риск порчи функциональных элементов трансмиссии, снижается степень износа.
В то же время, автоматическая коробка накладывает на автовладельца определенные ограничения. Недорогие автоматы задумчивы и ощутимо снижают динамику авто. Расход топлива на АКПП зачастую выше, чем на механике (хотя современные разработки позволяют добиться даже более экономичных показателей по сравнению с МКПП). В сложных погодных условиях автомат затрудняет управление автомобилем. Особенно, если это бюджетное авто, которое не оснащено системой курсовой устойчивости, антипробуксовки и т.д. К тому же, еще на этапе приобретения авто за автомат придется переплатить 1-2 тыс долл сверху, что далеко не всем по карману.
На механике
Поскольку механика появилась раньше автомата, имеет более простую конструкцию и проверена десятками лет эксплуатации в различных условиях, то и стоимость ее производства и обслуживания ниже. Поэтому при покупке автомобиля с МКПП его владелец экономит немалую сумму. Механика обладает высоким КПД и позволяет использовать мощность двигателя по максимуму. Это, в свою очередь, и дает ту «приемистость», о которой так любят рассказывать водители. Даже на движках небольшого объема и мощности. Вдобавок в опытных руках МКПП обеспечивает хорошую маневренность автомобиля, особенно в плохую погоду (в дождь, снег, гололед) и низкий расход топлива, который близок к паспортному.
В то же время, механика требует полной вовлеченности автомобилиста в процесс управления. И если у опытного водителя переключение передач происходит уже на подсознательном уровне, то у новичка координация рук, ног и концентрация внимания вызывают сложности. Неумелое обращение с механической трансмиссией увеличивает риск ее поломки, а также заставляет работать мотор в условиях повышенной нагрузки. Это, прежде всего, касается ситуаций, когда водитель забывает вовремя перейти на более низкую или высокую передачу. Ну и, конечно же, механика приводит к быстрому утомлению, когда приходится часто переключать передачи в пробках и тянучках.
Ездим аккуратно
И все же, если выбор пал именно на АКПП, следует учесть особенности ее эксплуатации. Автомат требует более тщательного ухода и регулярного обслуживания. Туда нельзя заливать некачественное масло, так как в мороз оно может загустеть и коробка передач запросто выйдет из строя. И ее ремонт влетит в копеечку. Это же касается и манеры езды. Если с механикой можно «баловаться» и трогаться даже со второй передачи, то резкие старты и остановки на автомате очень быстро выведут его из строя. При разряженном аккумуляторе автомобиль с АКПП невозможно завести с «толчка». И придется искать того, кто согласится «прикурить» аккумулятор. Сложности сопряжены и с буксировкой авто. Трос для этого не подходит, необходима частичная или полная погрузка на эвакуатор. А это и сложнее, и дороже.
Дорого и сложно
По словам автомобильных мастеров, поломки автоматических трансмиссий происходят приблизительно раза в два чаще, чем механических. Причем, нет особой разницы, дорогой это автомат или дешевый. Более сложная по сравнению с МКПП конструкция затрудняет ремонт, требует больше навыков и заказа специфических запчастей. Из наиболее частых неисправностей – высокое потребление масла или его утечка, выход из строя соленоида или муфты сцепления, поломка игольчатых подшипников, которые расположены в гидротрансформаторе АКПП.
В то же время, механика тоже не вечная, и может доставить автовладельцу немало головной боли. Если производитель сэкономил на запчастях, передачи будут переключаться нечетко, не исключены ошибочные включения, и, как результат, быстрое истирание дисков трансмиссии. Износ сальников при большом пробеге приводит к протеканию масла. В итоге, в работе МКПП появляется шум, возрастает скорость износа подшипников, муфт, начинает заедать трос привода, что в итоге оборачивается масштабным ремонтом или даже полной заменой коробки.
Павел Харламов