Acura
Alfa Romeo
Aston Martin
Audi
Bentley
BMW
Brabus
Bugatti
Buick
Cadillac
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Dacia
Daewoo
Daihatsu
Datsun
Dodge
Ferrari
Fiat
Ford
Geely
Great Wall
Haval
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaguar
Jeep
Kia
Lamborghini
Land Rover
Lexus
Lincoln
Maserati
Maybach
Mazda
Mercedes-Benz
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Porsche
Renault
Rolls-Royce
Saab
SEAT
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Tesla
Toyota
Volkswagen
Volvo
ВАЗ (Lada)
ЗАЗ
ЗИЛ
КамАЗ
ЛуАЗ
Москвич
УАЗ
Каждый водитель хоть раз, да имел дело с полицией или гаишниками. И хотя в Украине полным ходом идет реформа правоохранительных органов, «оборотни» в погонах или просто полицейские-хамы все еще встречаются на дорогах. Да и попытки оштрафовать за несуществующие нарушения – тоже не редкость. Но если автовладелец знает свои права и сохраняет хладнокровие, у него есть все шансы выбраться из нелицеприятной ситуации с полицией без последствий.

За что меня?
Полицейский не имеет права останавливать автомобиль просто так, по своему желанию или капризу. В статье 35 закона «О национальной полиции» описаны исчерпывающие основания для остановки. А именно:
1) нарушение ПДД;
2) явные признаки неисправности транспортного средства;
3) если у полиции есть информация, что водитель или его пассажиры стали виновниками ДТП, либо причастны к преступлению;
4) если автомобиль находится в розыске;
5) если полиция должна опросить водителя или пассажиров об обстоятельствах ДТП и других правонарушений, свидетелями которых они стали;
6) когда требуется участие водителя в оформлении ДТП либо в помощи пострадавшим;
7) если на определенном участке дороги или в населенном пункте введены ограничения/запрет на движение транспортных средств;
8) если на автомобиле плохо закреплен груз, и он создает угрозу для других участников движения;
9) если нарушен порядок использования светового/звукового сигнального оборудования.
Все на выход
Но даже когда полиция остановила автомобиль, это не повод нервничать и выбегать навстречу патрульному. Общение можно без проблем наладить через открытое окно (при заблокированном центральном замке, кстати). Водителя могут попросить выйти из автомобиля только если:
- транспортное средство неисправно;
- нарушены правила перевозки грузов;
- есть основания полагать, что человек, находящийся за рулем, пьян;
- водитель или пассажиры подозреваются в преступлении;
- необходимо участие водителя в оформлении ДТП.
Ваши документы!
Если остановка обоснована, полицейский вправе обратиться с требованием предъявить водительские права, техпаспорт, полис «автогражданки». При этом законодательство не обязывает отдавать документы в руки, их можно просто показать так, чтобы правоохранитель смог прочесть необходимую информацию.
К слову, автовладелец со своей стороны может потребовать от полицейского его удостоверение, переписать из него ФИО, звание и должность, а также зафиксировать номер нагрудного значка. Эти данные пригодятся на тот случай, если придется оспаривать действия полиции в суде.

Чем докажешь?
Полицейский должен предоставить фото или видеодоказательства. Тем более, если нарушение неочевидное и определить вину «на глаз» невозможно. Поэтому только когда есть четкое и неоспоримое подтверждение, что водитель совершил обгон в неположенном месте либо проехал на «красный» сигнал светофора, патрульные имеют право выписывать протокол.
Спорим до упаду
Полиция стоит на своем и безосновательно пытается впаять штраф? Мириться с этим явно не стоит. Перво-наперво, от правоохранителей нужно требовать материалы административного дела, которые должны содержать доказательства вины автовладельца. Разумеется, таких материалов нет, равно как и оснований выписывать штраф. Но если полицейский все-таки составил протокол, его нужно обжаловать. На это дается 10 дней с момента вручения постановления. Начать можно с жалобы к вышестоящему руководству. Правда не факт, что такое обращение окажется эффективным. Поэтому лучше отправляться в суд, и подтвердить свои контраргументы фактами, изобличающими превышение полицейским служебных полномочий. Это практически гарантирует положительное решение суда.
Не пил, не курил
Если у водителя есть явные признаки опьянения (алкогольного, наркотического) – нарушение координации движений, запах изо рта, бессвязная речь – ему придется пройти освидетельствование. Причем когда остановка полицией не связана с ДТП, автовладелец имеет право выбрать, кто будет проводить экспертизу – сами полицейские или сертифицированное медучреждение. В аварийной ситуации (в том числе, и с жертвами) освидетельствование проводит только врач. Проверка должна проходить при двух свидетелях. По итогам экспертизы патрульный заполняет протокол. Если обвиняемый не согласен с результатами – его отправляют в медучреждение, где он проходит проверку заново. Отказ от экспертизы, к слову, приравнивается к признанию факта употребления алкоголя.

Осмотрят и досмотрят
По настоянию полиции водитель обязан предоставить автомобиль на осмотр (не стоит путать с «досмотром», о нем – ниже). Это требование связано с необходимостью выявления технических неисправностей, повреждений и т.д. То есть, фактически, это визуальная оценка состояния транспортного средства.
Совсем другое дело, досмотр. Он проводится, если водитель подозревается в преступлении, либо у полицейского есть основания подозревать, что в авто перевозятся запрещенные вещи либо предметы (оружие, наркотики). Особенность досмотра заключается в том, что правоохранитель просит открыть двери, багажник, бардачок, но при этом руками к личным вещам автовладельца и пассажиров не прикасается. По итогам досмотра заполняется протокол. И водитель имеет право в нем указать, были или нет какие-либо нарушения со стороны полиции.
Павел Харламов