Добрый день, Владимир! Один из самых часто задаваемых (автолюбителями) читателями вопросов – действительно ли на сегодняшний день, автоматическая видеофиксация работает исключительно в тестовом режиме?
- Да, правда. По нескольким причинам. Во-первых, таких камер в стране всего три. Одна в Киеве, еще две в Одессе. Во-вторых, на сегодняшний день нормативная база готова, в лучшем случае, на 10%. Причем, помимо Закона должно быть еще постановление министерства и ряд технических регламентов. И это, с учетом, что наработка в данной области идет уже более 6 месяцев!
Тогда уточните, что именно подразумевает сам тестовый режим? Проверяется работа непосредственно фотокамер, или качество фиксации правонарушений?
- Поясняю. В 2009 году, когда мы говорили об автоматической фиксации, по факту ее не было. В руках у каждого сотрудника ГАИ был прибор с автоматизированной функцией (Визир), который при фиксации автомобиля, превысившего скорость, мог делать кадры. По сути, это никакой не автоматический режим, а полуавтоматический. Так как функция фиксации все равно выполнялась человеком. Поэтому опыта чисто автоматической фиксации в Украине мы не имеем. И то, что сейчас происходит, это тестирование именно автоматической фиксации. То есть, установлены стационарные камеры, и человек никак не влияет на их работу. Эти камеры соединены и работают в единой сети. Они заведены на центральный сервер Национальной полиции. Туда и поступают все данные, которые в дальнейшем обрабатывают правоохранители. А именно. Проверяется номер авто, сверяется, нет ли проблем по автомобилю и так далее. Это и есть тестовый режим. До этого момента таких систем еще не было.
Несколько дней назад в Сети появились данные о том, что камеры фиксации запечатлели автомобиль AudiA8, превысивши скорость до отметки 158 км/ч. Что же касаемо полиции, то органы поспешили сообщить о том, что за время работы камер в тестовом режиме, они успели собрать протоколов на сумму более 3-х миллионов гривен. Так насколько правомерны будут на сегодняшний день присланные «письма счастья», если учесть тестовый режим системы?
- На самом деле, полиция штрафы не собирала, это образное выражение. Их пока никто не собирается высылать. А значит и последствий для водителей тестовый режим иметь не будет. Это лишь технологические процессы, которые будут касаться лишь Нацполиции.
А с юридической точки зрения, если автовладелец получил такое «письмо счастья», уже при рабочем режиме работы системы автофиксации, на что требуется обратить особое внимание такому адресату, во избежание возможных злоупотреблений?
- Могу сказать, что данный вопрос пока преждевременный. Поскольку, при действующем законе (и это прописано в Кодексе Украины про административные правонарушения), видеофиксация попросту никогда не заработает! Потому что на сегодняшний день, принятый Закон о дорожном движении повторяет ошибки 2009 года. Он является не конституционным. Он нарушает как минимум 5 норм Конституции, и самое главное (это понимает даже полиция), никто не даст ни копейки денег. У государства их просто нет. Они прямо говорят, что будут искать деньги у инвесторов. Но я общаюсь с этими инвесторами уже более года. И инвесторы знают, что под действующий сейчас Закон, в Украину инвестиции вкладывать нельзя. Это очень большие финансовые риски, без гарантий возврата. Поэтому я с уверенностью говорю, автоматическая фотофиксация не заработает. А когда Закон поменяется, вот тогда и сможем комментировать последствия.
И еще один из популярных вопросов читателей Автоблога по поводу видеофиксации, но уже «водительской». Являются ли данные с видеорегистратора, доказательствами в судебных разбирательствах?
- Доказательством может быть все что угодно. Это будет оценивать судья персонально, либо должностное лицо, которое ведет производство. Однако, основным в такой ситуации будет заявление (!). Ведь многие ошибочно считают, что показаний видеорегистратора достаточно. А это не так. Необходимо подавать заявление, о том, что, например, кто-то создал для вас аварийную ситуацию, либо совершил ДТП. А данные с видео регистратора прилагаются лишь как доказательство. Поэтому здесь не надо путать. Это очень важные процессуальные моменты.
Спасибо, Владимир! Возможно у Вас есть какие-то рекомендации или советы читателям Автоблога, с точки зрения юриста, эксперта?
- Конечно, есть! Сегодня часто говорят, дескать, Вы критикуете действующий закон, а где же выход? Однако мы не только его критикуем. Еще 2 года назад, все профильные эксперты, в области законодательного обеспечения дорожного движения, объединились в организацию, имеющую статус юридического лица, которая называется «Общенациональный форум по вопросам безопасности дорожного движения». Проводилось несколько таких форумов, с участием более 120 специалистов в том числе и зарубежных. На форумах обсуждались различные вопросы, среди них и вопросы видеофиксации. Больше года, как депутатам, в Кабмин, был роздан проект Закона (новая редакция Закона про дорожное движения и его безопасность). В нем проработаны ключевые механизмы, влияющие на безопасность дорожного движения и самих дорог. Там есть ключевые позиции, дающие «зеленый свет» фото-видео фиксации. И самое интересное, что инвесторы, знают об этом законопроекте. Они тоже его много раз перечитывали, и согласны с ним. Уверяют, «Мы будем рады, если он будет принят, и, реально, готовы финансировать автофиксацию в том числе и другие направления, связанные с безопасностью дорожного движения». Но почему на протяжении года этот законопроект не то что не принят, а даже не зарегистрирован в ВР? И вот это главный вопрос. Мы не просто критикуем, а предлагаем решение, сложившейся ситуации. Причины, по которым он даже не зарегистрирован, довольно, банальны и даже смешны. Депутаты берут его в руки и говорят «ой, какой он большой!». Наверно, им просто лень его читать! Он действительно большой. Другими словами - выход из ситуации есть, только нужно желание его реализовать!
Александр Сенчило