Acura
Alfa Romeo
Aston Martin
Audi
Bentley
BMW
Brabus
Bugatti
Buick
Cadillac
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Dacia
Daewoo
Daihatsu
Datsun
Dodge
Ferrari
Fiat
Ford
Geely
Great Wall
Haval
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaguar
Jeep
Kia
Lamborghini
Land Rover
Lexus
Lincoln
Maserati
Maybach
Mazda
Mercedes-Benz
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Porsche
Renault
Rolls-Royce
Saab
SEAT
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Tesla
Toyota
Volkswagen
Volvo
ВАЗ (Lada)
ЗАЗ
ЗИЛ
КамАЗ
ЛуАЗ
Москвич
УАЗ
Добрый день, Владимир! Один из самых часто задаваемых (автолюбителями) читателями вопросов – действительно ли на сегодняшний день, автоматическая видеофиксация работает исключительно в тестовом режиме?
- Да, правда. По нескольким причинам. Во-первых, таких камер в стране всего три. Одна в Киеве, еще две в Одессе. Во-вторых, на сегодняшний день нормативная база готова, в лучшем случае, на 10%. Причем, помимо Закона должно быть еще постановление министерства и ряд технических регламентов. И это, с учетом, что наработка в данной области идет уже более 6 месяцев!
Тогда уточните, что именно подразумевает сам тестовый режим? Проверяется работа непосредственно фотокамер, или качество фиксации правонарушений?
- Поясняю. В 2009 году, когда мы говорили об автоматической фиксации, по факту ее не было. В руках у каждого сотрудника ГАИ был прибор с автоматизированной функцией (Визир), который при фиксации автомобиля, превысившего скорость, мог делать кадры. По сути, это никакой не автоматический режим, а полуавтоматический. Так как функция фиксации все равно выполнялась человеком. Поэтому опыта чисто автоматической фиксации в Украине мы не имеем. И то, что сейчас происходит, это тестирование именно автоматической фиксации. То есть, установлены стационарные камеры, и человек никак не влияет на их работу. Эти камеры соединены и работают в единой сети. Они заведены на центральный сервер Национальной полиции. Туда и поступают все данные, которые в дальнейшем обрабатывают правоохранители. А именно. Проверяется номер авто, сверяется, нет ли проблем по автомобилю и так далее. Это и есть тестовый режим. До этого момента таких систем еще не было.
Несколько дней назад в Сети появились данные о том, что камеры фиксации запечатлели автомобиль AudiA8, превысивши скорость до отметки 158 км/ч. Что же касаемо полиции, то органы поспешили сообщить о том, что за время работы камер в тестовом режиме, они успели собрать протоколов на сумму более 3-х миллионов гривен. Так насколько правомерны будут на сегодняшний день присланные «письма счастья», если учесть тестовый режим системы?
- На самом деле, полиция штрафы не собирала, это образное выражение. Их пока никто не собирается высылать. А значит и последствий для водителей тестовый режим иметь не будет. Это лишь технологические процессы, которые будут касаться лишь Нацполиции.
А с юридической точки зрения, если автовладелец получил такое «письмо счастья», уже при рабочем режиме работы системы автофиксации, на что требуется обратить особое внимание такому адресату, во избежание возможных злоупотреблений?
- Могу сказать, что данный вопрос пока преждевременный. Поскольку, при действующем законе (и это прописано в Кодексе Украины про административные правонарушения), видеофиксация попросту никогда не заработает! Потому что на сегодняшний день, принятый Закон о дорожном движении повторяет ошибки 2009 года. Он является не конституционным. Он нарушает как минимум 5 норм Конституции, и самое главное (это понимает даже полиция), никто не даст ни копейки денег. У государства их просто нет. Они прямо говорят, что будут искать деньги у инвесторов. Но я общаюсь с этими инвесторами уже более года. И инвесторы знают, что под действующий сейчас Закон, в Украину инвестиции вкладывать нельзя. Это очень большие финансовые риски, без гарантий возврата. Поэтому я с уверенностью говорю, автоматическая фотофиксация не заработает. А когда Закон поменяется, вот тогда и сможем комментировать последствия.
И еще один из популярных вопросов читателей Автоблога по поводу видеофиксации, но уже «водительской». Являются ли данные с видеорегистратора, доказательствами в судебных разбирательствах?
- Доказательством может быть все что угодно. Это будет оценивать судья персонально, либо должностное лицо, которое ведет производство. Однако, основным в такой ситуации будет заявление (!). Ведь многие ошибочно считают, что показаний видеорегистратора достаточно. А это не так. Необходимо подавать заявление, о том, что, например, кто-то создал для вас аварийную ситуацию, либо совершил ДТП. А данные с видео регистратора прилагаются лишь как доказательство. Поэтому здесь не надо путать. Это очень важные процессуальные моменты.
Спасибо, Владимир! Возможно у Вас есть какие-то рекомендации или советы читателям Автоблога, с точки зрения юриста, эксперта?
- Конечно, есть! Сегодня часто говорят, дескать, Вы критикуете действующий закон, а где же выход? Однако мы не только его критикуем. Еще 2 года назад, все профильные эксперты, в области законодательного обеспечения дорожного движения, объединились в организацию, имеющую статус юридического лица, которая называется «Общенациональный форум по вопросам безопасности дорожного движения». Проводилось несколько таких форумов, с участием более 120 специалистов в том числе и зарубежных. На форумах обсуждались различные вопросы, среди них и вопросы видеофиксации. Больше года, как депутатам, в Кабмин, был роздан проект Закона (новая редакция Закона про дорожное движения и его безопасность). В нем проработаны ключевые механизмы, влияющие на безопасность дорожного движения и самих дорог. Там есть ключевые позиции, дающие «зеленый свет» фото-видео фиксации. И самое интересное, что инвесторы, знают об этом законопроекте. Они тоже его много раз перечитывали, и согласны с ним. Уверяют, «Мы будем рады, если он будет принят, и, реально, готовы финансировать автофиксацию в том числе и другие направления, связанные с безопасностью дорожного движения». Но почему на протяжении года этот законопроект не то что не принят, а даже не зарегистрирован в ВР? И вот это главный вопрос. Мы не просто критикуем, а предлагаем решение, сложившейся ситуации. Причины, по которым он даже не зарегистрирован, довольно, банальны и даже смешны. Депутаты берут его в руки и говорят «ой, какой он большой!». Наверно, им просто лень его читать! Он действительно большой. Другими словами - выход из ситуации есть, только нужно желание его реализовать!
Александр Сенчило