Как же на нее отреагировал рынок?
Четвертый квартал 2015 года оказался поворотным моментом. Китай стал рынком электромобилей №1. За счет того, что китайцы дают льготы для компаний, которые продают электрокары, в Black Friday компания Элона Маска запустила для китайского рынка расширенное предложение — Tesla Model S продавалась на $12 000 дешевле, чем штатовский вариант. Это говорит о том, что американский производитель делает ставку на Китай.
В Европе работает микс моделей. С одной стороны, правительство Германии прогнозирует 1 миллион авто с электродвигателем в стране к 2020 году, с другой — Норвегия, которая еще с 90-х начала стимулировать граждан переходить на чистый транспорт — упразднение импортной пошлины, отмена НДС, дорожных платежей. Т.е. европейцы разрабатывают стратегии, подобные китайским, и стимулируют рынок электромобилей комплексно. В том числе и развитием инфраструктуры.
Возьмем, к примеру, Эстонию: ее зарядная инфраструктура считается самым удачным проектом. В рамках госпрограммы была установлена сеть скоростных зарядных станций по всей стране, которые обеспечили владельцам электромобилей мобильность и комфорт в передвижении.
Немецкий автопром «дарит 5000 евро» покупателям электромобилей
В Европе бизнес вносит предложения по развитию инфраструктуры. Пока мы не видим там глобального игрока, но уже работают самые разные зарядные провайдеры. Самый прогрессивный и понятный (в плане сервиса) — голландская компания Fastned, построившая полсотни скоростных зарядных комплексов в Голландии и нацелившаяся на всю Европу.
Если говорить о сервисе и доступе к зарядным станциям, то можно привести пример Норвегии. Путешествуя по стране, мы столкнулись с тем, что нужно хорошо ориентироваться в различных местных опциях для того, чтобы пользоваться зарядками. У них нет единого подхода, зато работают локальные инициативы. В Осло, например, парковка и зарядка бесплатные для резидентов этого города. Мы не выяснили, каким образом воспользоваться услугой могут жители других городов, но, взяв машину в аренду именно в Осло, в придачу получили ключик, которым открывались местные зарядные станции. Скоростные зарядки у них платные, а муниципальные — бесплатные, но при этом они заряжают дольше. А официальные дилеры электромобилей, такие как Nissan, разрешают заряжать авто на своих станциях бесплатно.