Acura
Alfa Romeo
Aston Martin
Audi
Bentley
BMW
Brabus
Bugatti
Buick
Cadillac
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Dacia
Daewoo
Daihatsu
Datsun
Dodge
Ferrari
Fiat
Ford
Geely
Great Wall
Haval
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaguar
Jeep
Kia
Lamborghini
Land Rover
Lexus
Lincoln
Maserati
Maybach
Mazda
Mercedes-Benz
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Porsche
Renault
Rolls-Royce
Saab
SEAT
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Tesla
Toyota
Volkswagen
Volvo
ВАЗ (Lada)
ЗАЗ
ЗИЛ
КамАЗ
ЛуАЗ
Москвич
УАЗ
Как же на нее отреагировал рынок?
Четвертый квартал 2015 года оказался поворотным моментом. Китай стал рынком электромобилей №1. За счет того, что китайцы дают льготы для компаний, которые продают электрокары, в Black Friday компания Элона Маска запустила для китайского рынка расширенное предложение — Tesla Model S продавалась на $12 000 дешевле, чем штатовский вариант. Это говорит о том, что американский производитель делает ставку на Китай.
В Европе работает микс моделей. С одной стороны, правительство Германии прогнозирует 1 миллион авто с электродвигателем в стране к 2020 году, с другой — Норвегия, которая еще с 90-х начала стимулировать граждан переходить на чистый транспорт — упразднение импортной пошлины, отмена НДС, дорожных платежей. Т.е. европейцы разрабатывают стратегии, подобные китайским, и стимулируют рынок электромобилей комплексно. В том числе и развитием инфраструктуры.
Возьмем, к примеру, Эстонию: ее зарядная инфраструктура считается самым удачным проектом. В рамках госпрограммы была установлена сеть скоростных зарядных станций по всей стране, которые обеспечили владельцам электромобилей мобильность и комфорт в передвижении.
Немецкий автопром «дарит 5000 евро» покупателям электромобилей
В Европе бизнес вносит предложения по развитию инфраструктуры. Пока мы не видим там глобального игрока, но уже работают самые разные зарядные провайдеры. Самый прогрессивный и понятный (в плане сервиса) — голландская компания Fastned, построившая полсотни скоростных зарядных комплексов в Голландии и нацелившаяся на всю Европу.
Если говорить о сервисе и доступе к зарядным станциям, то можно привести пример Норвегии. Путешествуя по стране, мы столкнулись с тем, что нужно хорошо ориентироваться в различных местных опциях для того, чтобы пользоваться зарядками. У них нет единого подхода, зато работают локальные инициативы. В Осло, например, парковка и зарядка бесплатные для резидентов этого города. Мы не выяснили, каким образом воспользоваться услугой могут жители других городов, но, взяв машину в аренду именно в Осло, в придачу получили ключик, которым открывались местные зарядные станции. Скоростные зарядки у них платные, а муниципальные — бесплатные, но при этом они заряжают дольше. А официальные дилеры электромобилей, такие как Nissan, разрешают заряжать авто на своих станциях бесплатно.
.jpg)