Как ни странно, но в среде отпетых, заядлых автолюбителей, особенно старшего поколения, до сих пор циркулируют предрассудки на счет «региональной применимости» автозапчастей. Под таковой подразумевается следующее: для немецких автомобилей лучше подходят запчасти и расходные материалы от немецких же производителей, для авто из Страны Восходящего Солнца – соответственно от японских, и так далее. С тем, осталась ли в этом мифе доля рациональности, разберемся на примере свечей от японской компании NGK SPARK PLUG.
Нет дыма без огня – источник предрассудков
Материал подготовлен редакцией автопортала carway.info
Можно сказать, что мудрость предков превращается в заблуждения потомков. На заре автомобильной эры, когда даже такого понятия, как «глобализация» еще не существовало, а логистические возможности не обеспечивали быстрого и дешевого обмена товарами между разными континентами – подобное мнение было более чем справедливо. Вернее – было бы, потому что производители автокомпонентов, как правило, и не пытались делать запчасти к чужестранным авто. И вообще независимый рынок запчастей был неразвит, и в основном комплектующие поставлялись в автомастерские самими автопроизводителями, т.е. альтернативы оригиналу во множестве случаев просто не было.
В период между мировыми войнами рынок автосервиса в передовых странах активно развивался, но доминировали на нем, что вполне естественно – те же производители, которые поставляли запчасти и автомобильным концернам. В первую очередь потому, что количество инженеров, а тем более узкоспециализированных автомобильных, было невелико. Посему просто так, вне связки с автопроизводителем заняться разработкой высокотехнологичных автокомплектующих для небольшой компании было предприятием дорогостоящим и при этом весьма сомнительным.
Закономерно, что осваивать номенклатуру автокомплектующих с широкой применимостью первыми начали производители шин, фильтров, автоламп и других компонентов с относительно простыми и понятными функциональными характеристиками. Что же касается более сложных компонентов, в том числе деталей двигателя, и как одной из его наиболее «тонких» систем – зажигания, их разработка требовала доступа к знаниям, которыми в полной мере владели только двигателестроители и их непосредственные подрядчики.
Таким образом, мы вправе предполагать следующее: на этапе становления независимого глобального рынка запчастей их немецкие разработчики могли чуть лучше понимать в немецких же авто, американские – в американских и так далее. Все-таки миграция инженеров в отрасли – а с ними и компетенций между КБ автоконцернов и автокомпонентных компаний – как правило, имела место в пределах одной страны. Не говоря уже о вышеупомянутом прямом привлечении ведущих запчастных фирм к разработкам систем автомобиля.
Но, как говорится: «Вспомнила бабка как девкой была» – те времена канули в лету более полувека назад. Глобализация и слияние рынков, развитие многократно ускоряющей работу инженеров компьютерной техники, – все это устранило технологические барьеры, и теперь качество запчастей зависит только от уровня производителя, а не от того, где сделан автомобиль. Что же до рассмотренного мифа, то не так он и живуч, как может показаться – передавался он от отца к сыну максимум на протяжении трех-четырех поколений. Ведь, вдумайтесь – прадеды ныне живущих могли принадлежать к первому в истории поколению водителей. А более-менее массово стало автомобилистами только поколение наших дедов. И у них, из источников информации были только журнал «За рулем» и распространяемые соседями по гаражу байки.
Однако, это была лишь попытка исторического анализа, но подтверждается ли фактами утверждение о том, что больше нет оснований для географической привязки при выборе запчастей? Давайте посмотрим.
Практика – критерий истины
В принципе, практическая проверка в данном случае проста. Так, свечи NGK являются выбором европейских автопроизводителей для первичной комплектации. Пример – многие из успешно эксплуатируемых в наши дни двигателей концерна Daimler AG. Закономерно, что и на вторичном рынке NGK также первой представила свечи для семейств двигателей Mercedes-Benz M133, M270 и M274, которыми укомплектованы десятки моделей автомобилей Mercedes A, B, C, CLA и GLA класса. Подробнее об этих свечах и их применимости здесь.
Еще пример – свеча PLFER7A8EG, которую Volkswagen использует PLFER7A8EG для установки на Golf 7 GTI (2,0 л, 162 кВт), Golf 7 R 4motion (2,0 л, 221 кВт) и ряд других моделей. Эта свеча подходит для Audi A1 TFSI (2,0 л, 170 кВт), A3 TFSI (1,8 л, 132 кВт), A5 TFSI (2,0 л, 165 кВт) и Q5 TFSI (2,0 л, 165 кВт); Seat Leon 3 TFSI (1,8 л, 132 кВт), Seat Leon 3 TSI Cupra (2,0 л, 206 кВт), Skoda Octavia 3 TSI (1,8 л, 132 кВт) и Skoda Octavia 3 TSI RS (2,0 л, 162 кВт). Конструктивной особенностью данной свечи является применение платины как в центральном, так и в боковом электродах. Вместо традиционного SAE-соединения с высоковольтными проводами, свеча PLFER7A8EG имеет инновационный чашеобразный терминал.
Но не только немцами признана NGK на Европейском континенте. Так, концерн Fiat Chrysler Automobiles (FCA) в 2015 году удостоил компанию NGK Spark Plug Europe специальной премии за успехи в сотрудничестве – в качестве признания «превосходной технологичности» ее продукции и «высокого уровня сотрудничества на каждом этапе развития бизнеса». В частности имеется в виду сотрудничество в разработке семейства двигателей FCA – Global Medium Engine, GME T4. Кроме того, никому из поставщиков попросту не удавалось обеспечивать конвейеры группы FCA сопоставимыми объемами свечей зажигания и лямбда-зондов. Сотрудничают NGK и FIAT уже более 30 лет.
Однако, до сих пор речь шла о заслуженных моторах, уже давно коптящих небо Европы (учитывая высокие экологические стандарты – скорее фигурально, чем фактически J). А что же с новинками автопрома? Извольте, у NGK в избытке их:
Естественно, параллельно выпущен и ряд свечей NGK для свежих моделей японских марок.
Особенно интересная новинка – свеча PKER7A8DES для автомобилей Seat, Škoda и Volkswagen, ДВС которых изначально спроектированы для работы на газовом топливе, в том числе для Volkswagen Polo 1.0 TGi Blue Motion. Вообще, именно NGK первой представила на вторичном рынке ассортимент свечей зажигания, разработанный специально для переведенных на газ двигателей. Серия LPG LaserLine предлагает идеальные свечи зажигания практически для каждого европейского автомобиля, который может быть переоборудован для работы на газе. Подробнее о преимуществах и применимости этих, более чем актуальных в нынешних условиях, изделий – здесь.
К летнему сезону также будет актуален широчайший ассортимент свечей NGK для лодок и мотоциклов.
Также, представлен широкий ассортимент датчиков кислорода для мотоциклов.
Всего же компания производит под брендом NTK в общей сложности порядка тысячи кислородных датчиков, а также датчики массового расхода воздуха, абсолютного давления, температуры отработавших газов.
В дизельной тематике NGK, естественно, тоже не отстает – свеча накала Yellow Box Y8012AS обеспечивает высокую производительность двигателям последних моделей Ford Focus 1.5 EcoBlue. Полтора десятилетия назад NGK Spark Plug Europe выпустила на рынок серию свечей накала D-Power. С тех пор компания стала официальным поставщиком для конвейеров ряда крупнейших европейских автопроизводителей, в том числе Volkswagen Group, Fiat и Mercedes-Benz. Осенью 2005 года, когда программа D-Power только стартовала, выпускалось 38 типов свечей накаливания. Сейчас в номенклатуре D-Power 85 типов свечей, предназначенных для работы в дизельных двигателях 90% европейских дизельных легковых автомобилей.
Возвращаясь к основному вопросу данной статьи, придется отметить, что NGK, по большому счету – уже не только японская, а и европейская компания. Европейский офис NGK SPARK PLUG расположен в городе Ратинген (Германия). Кроме того, компания имеет производственное предприятие во Франции и научно-технический центр в Германии. Доля продаж NGK SPARK PLUG в регионе EMEA (Европа, ближний Восток и Африка) составляет 26% от оборота по всему миру, поэтому в 2017 году компания открыла новый европейский распределительный центр в Дуйсбурге (Германия). С него ежедневно отгружается более миллиона единиц продукции в 300 партиях, при этом список товарных позиций только для рынка запчастей приближается к 5000 наименованиям.
В любом случае в наши дни, выбирая запчасти, имеет смысл ориентироваться не на страну базирования производителя, а на его уровень. В первую очередь – как разработчика передовых технологий. В активе NGK такие разработки, как знаменитые трехэлектродные свечи или свечи V-Line. .
Линейка оказалась столь популярна, что спустя четверть века в ней все еще появляются актуальные новинки.
Естественно, компания была одним из пионеров в разработке свечей с электродами из редкоземельных металлов – платины и иридия. Так, линейка G-Power адресована владельцам легковых автомобилей, требующих от свеч зажигания улучшенных характеристик при увеличенном до 60 тыс. км. интервале замены. О новинках линейки Laser Iridium для новых авто мы уже упоминали, а вот свечи NGK Iridium IX отлично подходят для оснащения ими автомобилей весьма почтенного возраста. Установка этих свечей гарантирует водителям старых моделей надежный запуск с первого раза, отсутствие пропусков зажигания и максимально долгий срок службы без формирования нагара.
Как комплексный разработчик систем зажигания, NGK производит и катушки. Из актуальных для нашего рынка позиций можно отметить катушки зажигания с номерами NGK U5332 и NGK U5334 для моторов серий EB2 и EB0 (Peugeot 5008 и Citroën C4 Cactus).
Единственное предостережение, которое можно озвучить владельцам как старых, так и новых, как азиатских так и европейских автомобилей, собирающимся установить свечи NGK: «Остерегайтесь подделок»! Продукция марки весьма популярна, и потому фальсификаторы не обошли ее стороной. Не соблазняйтесь экономией в несколько десятков гривен на сомнительных сайтах или страничках частных лиц на торговых площадках, где может зарегистрироваться любой мошенник. Покупайте свечи, и любые другие запчасти, у надежных национальных дистрибьюторов и дилеров NGK.