Если объяснять в двух словах, что такое рулевое управление, то это приспособление, с помощью которого регулируется направление транспортного средства, состоящее из руля и привода, объединенных в единую систему.
Червячное управление
Пионером среди рулевого управления стало червячное, которое получило свое название от одноименной шестерни из рулевой колонки. Механизм действует следующим образом: водитель крутит рулевое колесо и его усилия воздействуют на червячный механизм, который активирует шестерню, а та в свою очередь - рулевую сошку. Последняя воздействует на ступицы и рычаги, которые и задавали нужное направление колесам.
Такое управление чаще всего применялось в автомобилях марки ВАЗ и BMW.
Реечное управление
Немногим позже в транспортных средствах стали применять реечноеустройство, которое действовало по следующей схеме: рулевое колесо - шестеренка - рулевая рейка - рычаг с наконечником, вставленным в ступицу. Таким образом, происходило вращение, но при этом водитель должен был тратить немало усилий.
Именно такое устройство рулевого управления и способствовало появлению усилителя руля.
Усилители руля делятся на:
- гидроусилитель состоит из насоса, шлангов и бака для жидкости. В этом случае в корпус рейки заливается жидкость, циркулирующая по системе, но при усилии на рулевое колесо, жидкость оказывает давление на рейку в нужную сторону. Водитель при этом прикладывает минимум усилий.
- электроусилитель (адаптивный) состоит из электрического мотора, подсоединенного к рулевой рейке или валу. Вся система управляется электроблоком и может оказывать влияние на повороты руля в разные усилия.
- гидроэлектроусилитель является гибридом двух предыдущих, с тем отличием, что гидравлический насос активируется не автомобильным мотором, а электродвигателем.
- пневмоусилитель работает также как и гидроусилитель, но вместо жидкости в систему заведен сжатый воздух.
Винтовое управление
Еще одним способом рулевого управления авто является винтовое. Оно очень похоже на червячное, но в нем вдоль винтовой нарезки вала стекает зубчатая рейка с внутренней резьбой, что и вынуждает работать рейку, а та в свою очередь - сошку.
Активное управление
Самой современной системой управления руля можно назвать активное, в котором на усилие руля оказывает влияние скорость автомобиля. Такая система имеет похожие принципы работы с реечным управлением, но в активном случае при вращении руля крутится планетарный механизм, который и приводит в действие рейку руля.
В случае активного управления руля можно избежать резких скачков автомобиля на большой скорости.
На сегодняшний день в автомобилестроении повсеместно используются электронные системы стабилизации ESP и ESP Premium, которые срабатывают при угрозе утратить управление ТС или когда управление уже утрачено. Эта система активируется при любой скорости и любом режиме движения.
История развития управления автомобилем никогда не будет дописана до конца, ведь процесс совершенствования бесконечен.