Один из вопросов, в числе первых возникающих в процессе выбора автомобиля для покупки, звучит так: «автомат» или «механика»? Причем, если говорить начистоту, потенциальных покупателей, которых «ручка» не интересует в принципе, становится все больше, пишет auto. И все же комфорт и спокойствие водителя — только один из аргументов бесконечного спора. В эпоху, когда стоимость топлива заставляет планировать каждую поездку, важно знать: не присосется ли машина с «автоматом» к кошельку слишком жадно? Поди разбери, если разновидностей трансмиссий в автомобилях с двумя педалями — пруд пруди... Чем они отличаются в плане экономичности?
Гидротрансформаторная АКПП
Классические автоматические коробки передач (АКПП) с гидротрансформатором вместо сцепления - самые комфортные. Но платой за этот комфорт становится повышенный расход топлива. Причина - потери в том самом гидротрансформаторе. Сегодня самые современные образцы получили блокировку гидротрасформатора сразу после начала движения, что снижает потери.
Бесступенчатый вариатор CVT
Вариаторы - это, по сути, очень простое по своей идее устройство с двумя валами, между которыми находится передающий тягу ремень и шкивы переменной геометрии (с изменяемой длиной обегаемой ремнем окружности). Все у них хорошо, но ощущения от езды на таких АКП специфические. Нужно привыкать к тому, что мотор автомобиля с вариатором, выходя в оптимальный режим оборотов, “зависает” на одной ноте. Зато в экономии топлива они хороши.
Роботизированная КПП
Лучше всех экономить топливо помогают роботизированные коробки передач (РКП). Это по сути своей механическая коробка передач, к которой “прикрутили” робота - актуатор. Он вместо водителя переключает передачи. Машины с роботизированными коробками обладают своими особенностями. Например, заметными паузами при переключении передач. Ведь актуатору нужно сначала выключать одну передачу, а потом включать следующую. Но этот недостаток удалось побороть, когда изобрели “роботов” с двумя сцеплениями.
Хитрость в том, что автомобиль, оборудованный "роботом" с двумя сцеплениями, получает как бы две коробки передач. Одна - с четными, другая - с нечетными передачами. И когда надо переключиться с одной на другую то это происходит не последовательно, а практически одновременно. При переключении передач происходит частичное размыкание одной и смыкание сцепления другого ряда передач. За счет этого достигается не только скорость переключения, но и непрерывный поток тяги на колесах, что важно для безопасности.