Не зря говорят, что купить машину – это лишь половина дела. Гораздо важнее, есть ли у автовладельца деньги на ее содержание. Ведь затраты на владение автомобилем могут с лихвой перекрыть сумму, потраченную на его покупку. Причем, совершенно неважно, дорогое авто или бюджетное. Ломаются даже самые надежные машины. Да и заправлять нужно что Lanos, что Range Rover, что Mercedes. Поэтому, прежде чем «вскрывать» сбережения и бежать в ближайший автосалон, соблазнившись предновогодней распродажей, берем калькулятор и тщательно просчитываем будущие траты.
Заправляем
Подсчитывать средний расход топлива – дело неблагодарное. Это тоже самое, что мерять среднюю температуру по больнице. Ведь потребление горючего в любом автомобиле зависит не только от его технических характеристик (объема и мощности двигателя, трансмиссии), но и от манеры вождения, а также территории использования авто. Не секрет, например, что в городе аппетит машины почти всегда выше, чем на трассе. Больше потребляет топлива и автомобиль с автоматической коробкой передач, нежели с механической (хотя современные технологии постепенно меняют этот стереотип). Но если отталкиваться от самого популярного объема двигателя (рискнем предположить, что это 1,6-2 л), то средний расход бензина будет составлять 8-10 л/100 км, дизеля – 7-8 л/100 км. При пробеге, скажем, до 15000 км в год и при нынешних ценах на горючее, на заправку бензинового автомобиля предстоит потратить около 30-32 тыс гривен в год, дизельного – 20-21 тыс гривен.
Заботимся и ремонтируем
Обязательная статья расходов – это регулярные техосмотры. Некоторые производители рекомендуют проходить ТО через каждые 10000 км, кто-то – с интервалом в 15000 км. Но, так или иначе, раз или два в год на СТО съездить придется. Помимо регламентных работ по замене фильтров (масляного, воздушного, фильтра салона) и моторного масла, в любом случае следует провести комплексный осмотр авто, по результатам которого могут вскрыться неисправности и различные «болячки». Итого, один визит на сервис, как правило, тянет от 1500 до 2000 гривен (это в лучшем случае). Если потребуется менять вышедшие из строя запчасти, на это нужен отдельный бюджет. Например, замена свечей – это около 500-600 гривен, тормозных колодок – 300-500 гривен, тормозных дисков – 1400-1500 гривен за пару, передних стоек стабилизатора – 700-800 гривен, аккумулятора – от 1000 гривен.
Переобуваем
Не менее важная часть автомобильного бюджета – это, конечно же, покупка сезонной резины и ее замена. Даже в том случае, если автовладелец хочет сэкономить и намерен приобрести покрышки, скажем так, не самого именитого производителя, минимальный бюджет на покупку колес – от 4000-5000 грн. Что-то брендовое а-ля Hankook, Nokian или Continental – не менее 10000 гривен за комплект резины. Плюс ко всему, 250-300 гривен придется потратить на ее переобувку в лето и зиму. Срок жизни колес – в среднем 2-3 сезона, в зависимости от «накрученного» километража и манеры езды. А значит, тратиться на покупку новой резины придется каждые 2 года.
Страхуем
Как известно, страхование автогражданской ответственности в Украине – обязательный вид. Поэтому, каждый год любому автовладельцу нужно «отстегивать» где-то 1000-1500 гривен за полис ОСАГО. А вот КАСКО – личное дело каждого. Такая страховка достаточно дорогая, и не все могут/готовы потратиться на ее покупку. Средний тариф по КАСКО – 4-5% (обычно рассчитывается от стоимости авто). Соответственно, для автомобиля ценой 250-300 тыс гривен стоимость полиса в год составит 12-15 тыс гривен, а страховка для авто, купленного, скажем, за 500 тыс гривен, потянет все 25 тыс гривен. Кстати, не нужно забывать о том, что владельцы дорогих машин (стоимостью выше 1 млн грн) платят раз в год фиксированный транспортный налог. Его сумма составляет 25 тыс гривен.
Ориентировочные затраты на содержание автомобиля среднего класса:
ИТОГО, В ГОД – 48 тыс гривен
Личный опыт автора
Я, можно сказать, автовладелец со средним стажем. За рулем 7 лет, из них 6 лет езжу на KIA Soul. Серьезных поломок за все время владения автомобилем (на спидометре уже почти 135 тыс км пробега) у меня, к счастью, не было. В основном регламентные ТО и замена расходников. Но даже при таком сценарии нужно готовиться к тому, что каждые 20-30 тыс км придется менять свечи и тормозные колодки, где-то через 40 км пробега – топливный фильтр, а с интервалом в 60-70 тыс км – тормозные диски. Аппетит моего автомобиля не самый скромный. При объеме двигателя 1,6 литра и «механике» он с радостью потребляет под 9-10 л на 100 км. Заправляюсь я, правда, только 92-м бензином. Но все равно, под 30 тыс грн в год на топливо у меня уходит. КАСКО не страховал, так как это тяжеловато для семейного бюджета. Да и покупать такую страховку на 6-7-летний автомобиль – неразумно. А вот без ОСАГО не езжу. И дело даже не в обязаловке, а в том, что наличие «автогражданки» реально выручало меня в нескольких ДТП. Ведь в противном случае мне пришлось бы платить за ремонт автомобиля пострадавшей стороны свои деньги. Также я трачу немалые деньги на парковку: авто находится в подземном паркинге. Это – еще около 8 тыс гривен в год.
Павел Харламов