Модель Infiniti Q50 S двигается не спеша, уверенно входит в первый поворот и без проблем останавливается на перекрестке со светофором так, будто ею управляет чья-то невидимая рука. Левый поворотник включается автоматически – этому автомобилю водитель ни к чему. Сделать автономную езду серийной концерн Renault-Nissan планирует в 2020 году – немецкие журналисты уже провели тест-драйв.
Техника громче, чем двигатель V6
Тест-драйв проходит в многомиллионном мегаполисе Токио. Мы проедем в автономном режиме около 21 километра. Жужжание компьютерного вентилятора в напичканом техникой багажном отделении даже громче, чем стандартный силовой агрегат V6 в модели Infiniti Q50 S. «В нашем тестируемом флоте находятся различные транспортные средства Nissan и Infiniti», объясняет главный разработчик Тецуя Иидзима, «часть из них уже на дорогах Токио; остальные в Лондоне и на просторах Сан-Франциско. В общей сложности мы преодолели на них 500 000 километров. Около 200 000 километров с нашими системами ProPilot 1 и 2.» Но они могли выступать только в качестве ассистентов, помогая следить за полосой движения или соблюдать дистанцию. Система ProPilot 3 на полном ходу и должна обходиться без помощи водителя – как на скоростных трассах, так и в центре города.
Система пока еще не полностью готова
Оживленный приборный отсек показывает черно-белую картинку, которую мы может лицезреть сами, глядя через лобовое стекло. Светофор горит красным и стрелка спидометра стоит на отметке 0 км/ч – как только включается нужный свет, скорость доходит до 40 км/ч. А когда светофор загорается зеленым, седан тихо трогается с места и разгоняется до отметки в 50 км/ч. Далее на нашем пути длинный мост, на котором с левой стороны дороги стоят несколько грузовиков. Наше транспортное средство без всякой на то причины замедляет свой ход, затем снова немного ускоряется и опять замедляет свой ход при виде следующего грузовика. «Над этим нам еще предстоит поработать», говорит Тетцуя Иидзима, «электроника думает, что позади автомобилей могут быть пешеходы или дети, которые в любой момент могут выскочить на проезжую часть, поэтому немного притормаживает. Но ведь это пока еще не серийное производство».
В автономном режиме через пропускной пункт на платной дороге
Через пару сотню метров поворот налево и дальше по автостраде 357 в направлении Чиба. Автомобиль прибегает к использованию не только серийной камеры позади зеркала заднего вида, но и к использованию внешних зеркал, на четырех углах крыши и на задней части капота, а также радиолокационных и солнечных радаров. Седан движется через пункт оплаты на автостраде в направлении север несколько нерешительно, но целеустремленно. Очевидно, что Тецуя Иидзима очень доверяет своей системе, так как постоянно оборачивается назад и долго объясняет, как работает дорогостоящая техника. Японец охотно обсуждает работу камер и датчиков, и рассуждает о размере процессора.
Ограничение скорости соблюдаются со всей строгостью
Мы продолжаем двигаться в направлении север по автостраде 357. Справа и слева от нас оживленное уличное движение. «Наша система всегда очень строго придерживается скоростных ограничений", говорит господин Иидзима, «в данной ситуации отметки в 60 км/ч. А если ситуация или обстановка непредсказуемая, тогда скорость движения несколько ниже.» Но зато значок ограничения скорости в 60 км/ч мало смущает окружающие нас транспортные средства. Даже большие грузовики по правой стороне мчатся мимо нас со скоростью под 80 или 90 км/ч. Проблема состоит в том, что (полу-) автоматизированная езда предусматривает то, что электроника должна придерживаться скоростных ограничений – строже, чем это делает большинство водителей. В движущемся потоке автомобилей это делает тебя медленнее остальных.
Система сама создает сложные ситуации
Несмотря на несколько нерешительное ускорение и до неприличия точное соблюдение скоростного режима система ProPilot 3 от компании Nissan работает практически безупречно. Изменение направления, платный пропускной пункт или выезд с автострады оглашаются автоматически и автомобиль уверенно съезжает с автобана, предварительно включив левый поворотник. На выезде Тецуя Иидзима попал в пробку. Со скоростью улитки модель Q50 ползет вперед, притормаживает, останавливается и снова трогается с места – и так снова и снова. Автомобиль идеально точно останавливается на светофоре и после поворота в 180 градусов снова держит курс на автостраду 357 в направлении на юг. Разработчик компании Nissan впервые за все время немного напрягся, увидев насколько турбулентная ситуация царит на автостраде; его руки находятся недалеко от руля, чтобы в любой момент за него схватиться, если возникнет такая необходимость. Но тестируемый автомобиль включает поворотник и без проблем занимает свободное место в ряду – все в порядке. Вмешательство не понадобилось.
Автономное вождение в виде специального оснащения
«Мы пока еще далеки от финишной прямой в нашей работе», - говорит Тецуя Иидзима, продолжая движение по автостраде 357, а потом и двигаясь в обратном направлении в город Йокохама по автостраде В11, - «нам еще много чего нужно сделать. Мы должны подогнать технику под подходящий для серийного производства размер, тогда камера будет камера и в салоне. Она должна проверять, находится ли водитель за рулем. Для этого нам необходима невероятно точная HD-карта. Это все еще будет длиться какое-то время». Когда речь заходит о серийном производстве, он занимает выжидательную позицию, и это несмотря на то, что выход на рынок запланирован на 2020 год. Это, скорее всего, будет специальная комплектация, признается он, которую можно будет увидеть в разных моделях. Цена пока неизвестна. После двух небольших уличных пробок Infiniti Q50 S медленно занимает свое место, с которого она начинала движение. Тецуя Иидзима ни разу не прикоснулся к рулю – и он клянется чем угодно, что готов повторить этот тест-драйв где-либо. Мы ему охотно верим.