Acura
Alfa Romeo
Aston Martin
Audi
Bentley
BMW
Brabus
Bugatti
Buick
Cadillac
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Dacia
Daewoo
Daihatsu
Datsun
Dodge
Ferrari
Fiat
Ford
Geely
Great Wall
Haval
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaguar
Jeep
Kia
Lamborghini
Land Rover
Lexus
Lincoln
Maserati
Maybach
Mazda
Mercedes-Benz
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Porsche
Renault
Rolls-Royce
Saab
SEAT
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Tesla
Toyota
Volkswagen
Volvo
ВАЗ (Lada)
ЗАЗ
ЗИЛ
КамАЗ
ЛуАЗ
Москвич
УАЗ
Модель Infiniti Q50 S двигается не спеша, уверенно входит в первый поворот и без проблем останавливается на перекрестке со светофором так, будто ею управляет чья-то невидимая рука. Левый поворотник включается автоматически – этому автомобилю водитель ни к чему. Сделать автономную езду серийной концерн Renault-Nissan планирует в 2020 году – немецкие журналисты уже провели тест-драйв.

Техника громче, чем двигатель V6
Тест-драйв проходит в многомиллионном мегаполисе Токио. Мы проедем в автономном режиме около 21 километра. Жужжание компьютерного вентилятора в напичканом техникой багажном отделении даже громче, чем стандартный силовой агрегат V6 в модели Infiniti Q50 S. «В нашем тестируемом флоте находятся различные транспортные средства Nissan и Infiniti», объясняет главный разработчик Тецуя Иидзима, «часть из них уже на дорогах Токио; остальные в Лондоне и на просторах Сан-Франциско. В общей сложности мы преодолели на них 500 000 километров. Около 200 000 километров с нашими системами ProPilot 1 и 2.» Но они могли выступать только в качестве ассистентов, помогая следить за полосой движения или соблюдать дистанцию. Система ProPilot 3 на полном ходу и должна обходиться без помощи водителя – как на скоростных трассах, так и в центре города.

Система пока еще не полностью готова
Оживленный приборный отсек показывает черно-белую картинку, которую мы может лицезреть сами, глядя через лобовое стекло. Светофор горит красным и стрелка спидометра стоит на отметке 0 км/ч – как только включается нужный свет, скорость доходит до 40 км/ч. А когда светофор загорается зеленым, седан тихо трогается с места и разгоняется до отметки в 50 км/ч. Далее на нашем пути длинный мост, на котором с левой стороны дороги стоят несколько грузовиков. Наше транспортное средство без всякой на то причины замедляет свой ход, затем снова немного ускоряется и опять замедляет свой ход при виде следующего грузовика. «Над этим нам еще предстоит поработать», говорит Тетцуя Иидзима, «электроника думает, что позади автомобилей могут быть пешеходы или дети, которые в любой момент могут выскочить на проезжую часть, поэтому немного притормаживает. Но ведь это пока еще не серийное производство».

В автономном режиме через пропускной пункт на платной дороге
Через пару сотню метров поворот налево и дальше по автостраде 357 в направлении Чиба. Автомобиль прибегает к использованию не только серийной камеры позади зеркала заднего вида, но и к использованию внешних зеркал, на четырех углах крыши и на задней части капота, а также радиолокационных и солнечных радаров. Седан движется через пункт оплаты на автостраде в направлении север несколько нерешительно, но целеустремленно. Очевидно, что Тецуя Иидзима очень доверяет своей системе, так как постоянно оборачивается назад и долго объясняет, как работает дорогостоящая техника. Японец охотно обсуждает работу камер и датчиков, и рассуждает о размере процессора.

Ограничение скорости соблюдаются со всей строгостью
Мы продолжаем двигаться в направлении север по автостраде 357. Справа и слева от нас оживленное уличное движение. «Наша система всегда очень строго придерживается скоростных ограничений", говорит господин Иидзима, «в данной ситуации отметки в 60 км/ч. А если ситуация или обстановка непредсказуемая, тогда скорость движения несколько ниже.» Но зато значок ограничения скорости в 60 км/ч мало смущает окружающие нас транспортные средства. Даже большие грузовики по правой стороне мчатся мимо нас со скоростью под 80 или 90 км/ч. Проблема состоит в том, что (полу-) автоматизированная езда предусматривает то, что электроника должна придерживаться скоростных ограничений – строже, чем это делает большинство водителей. В движущемся потоке автомобилей это делает тебя медленнее остальных.

Система сама создает сложные ситуации
Несмотря на несколько нерешительное ускорение и до неприличия точное соблюдение скоростного режима система ProPilot 3 от компании Nissan работает практически безупречно. Изменение направления, платный пропускной пункт или выезд с автострады оглашаются автоматически и автомобиль уверенно съезжает с автобана, предварительно включив левый поворотник. На выезде Тецуя Иидзима попал в пробку. Со скоростью улитки модель Q50 ползет вперед, притормаживает, останавливается и снова трогается с места – и так снова и снова. Автомобиль идеально точно останавливается на светофоре и после поворота в 180 градусов снова держит курс на автостраду 357 в направлении на юг. Разработчик компании Nissan впервые за все время немного напрягся, увидев насколько турбулентная ситуация царит на автостраде; его руки находятся недалеко от руля, чтобы в любой момент за него схватиться, если возникнет такая необходимость. Но тестируемый автомобиль включает поворотник и без проблем занимает свободное место в ряду – все в порядке. Вмешательство не понадобилось.
Автономное вождение в виде специального оснащения
«Мы пока еще далеки от финишной прямой в нашей работе», - говорит Тецуя Иидзима, продолжая движение по автостраде 357, а потом и двигаясь в обратном направлении в город Йокохама по автостраде В11, - «нам еще много чего нужно сделать. Мы должны подогнать технику под подходящий для серийного производства размер, тогда камера будет камера и в салоне. Она должна проверять, находится ли водитель за рулем. Для этого нам необходима невероятно точная HD-карта. Это все еще будет длиться какое-то время». Когда речь заходит о серийном производстве, он занимает выжидательную позицию, и это несмотря на то, что выход на рынок запланирован на 2020 год. Это, скорее всего, будет специальная комплектация, признается он, которую можно будет увидеть в разных моделях. Цена пока неизвестна. После двух небольших уличных пробок Infiniti Q50 S медленно занимает свое место, с которого она начинала движение. Тецуя Иидзима ни разу не прикоснулся к рулю – и он клянется чем угодно, что готов повторить этот тест-драйв где-либо. Мы ему охотно верим.