Acura
Alfa Romeo
Aston Martin
Audi
Bentley
BMW
Brabus
Bugatti
Buick
Cadillac
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Dacia
Daewoo
Daihatsu
Datsun
Dodge
Ferrari
Fiat
Ford
Geely
Great Wall
Haval
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaguar
Jeep
Kia
Lamborghini
Land Rover
Lexus
Lincoln
Maserati
Maybach
Mazda
Mercedes-Benz
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Porsche
Renault
Rolls-Royce
Saab
SEAT
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Tesla
Toyota
Volkswagen
Volvo
ВАЗ (Lada)
ЗАЗ
ЗИЛ
КамАЗ
ЛуАЗ
Москвич
УАЗ
Действительно, что хорошего можно ждать от страны, производители которой без зазрения совести копирует технику, одежду, обувь или часы известных брендов, и набивает на эту продукцию собственные шильдики. Но времена меняются, и за последние лет 10 компании из Поднебесной сделали огромный шаг вперед. Сейчас Китай не только огромная сборочная база для крупнейших высокотехнологичных корпораций, но и один из ведущих автопроизводителей. Да-да, Китай не только продает больше всего новых авто у себя на родине. Автомобили китайского производства уже не первый год входят в ТОП-20 самых продаваемых транспортных средств в мире. И хотя очень многие автомобилисты относятся к «китайцам» с изрядной долей скепсиса, попытаемся разобраться, насколько оправданы эти опасения и критика.
Мы их полюбили
Начнем с того, что в Украине китайские авто за считанные годы завоевали огромную популярность. Если верить данным ассоциации Укравтопром, автомобили китайских брендов Geely и Chery до обвала в 2015 году продавались в количестве свыше 10 тыс штук в год. Сейчас, правда, объем продаж, существенно просел по всем маркам. Но те же Geely каждый год находят от 1000 до 2000 новых владельцев. Впрочем, это далеко не все китайские бренды, представленные в нашей стране. На дорогах можно встретить авто таких марок как Lifan (крупная частная китайская компания, основанная в 1992 году), BYD (производитель из Шеньчжэна, который появился в 1995 году и работает под девизом «Создание национальной автомобильной марки мирового класса»), Great Wall (компания с 1998 года занимает первое место по продажам пикапов в Китае и входит в число 500 крупнейших предприятий КНР), JAC (основана в 1964 году, выпускает не только легковые, но и грузовые автомобили, спецтехнику).
В чем успех?
Несложно догадаться, что ключевой аргумент, который привлекает покупателей китайских авто – это цена, которая даже в нынешних неблагоприятных для курса гривны условиях начинается с отметки в 8-10 тыс долл. Разница в стоимости между китайским и корейским автомобилем достигает 20-30%, а то и больше. Если сравнивать с ценами на японские и немецкие авто, то они окажутся вдвое дороже, чем среднестатистический «китаец». Именно поэтому покупателями автомобилей, произведенных в КНР, очень часто становятся молодые семьи, студенты или автомобилисты, которые долгое время ездили на подержанном авто, и решили сменить его на что-то более «свежее», но не могут позволить себе машину раскрученного бренда. Кроме того, на китайские авто пересаживаются бывшие владельцы всяких ВАЗов, «Таврий» и других «жестянок», которые не могут похвастаться ни надежностью, ни комфортом, ни мало-мальски привлекательным внешним видом. Не говоря уже о ездовых и ходовых качествах.
Важный аргумент
Что же получает покупатель китайского авто помимо вкусной цены? Во-первых, новый автомобиль. Как ни крути, но даже дешевая машина, сошедшая с конвейера, будет по многим параметрам лучше 20-летнего БМВ, побитого ржавчиной. Во-вторых, очень часто под капотом «китайца» скрывается проверенный годами двигатель от Mitsubishi или Toyota, а коробка передач не исключено, что будет от Suzuki. Разве это не преимущество? В-третьих, комфорт за малые деньги. В отличие от тех же корейцев или французов, китайские производители не скупятся на дополнительные опции для своих автомобилей. Поэтому даже в базовой комплектации покупатель, скорее всего, найдет несколько подушек безопасности, кондиционер или климат-контроль, подогрев зеркал и сидений, электроподъемники всех стекол, электропривод зеркал, противотуманные фары, аудиомагнитолу. В-четвертых, как правило «китайцы» адаптированы к плохим украинским дорогам и неприхотливы к качеству топлива, что тоже является несомненным плюсом.

Еще не тот уровень
И все-таки, недостатков у автомобилей из КНР тоже хватает. Прежде всего, это по-прежнему невысокое качество сборки. Производители часто экономят на деталях и комплектующих, могут что-то недокрутить или недоварить, плохо заизолировать провода, спустя рукава покрасить кузов, который быстро начинает ржаветь, неровно навесить двери и крышку багажника, не отрегулировать замки. Зачастую не блещет качеством и отделка салона. Да, китайцы пытаются придать экстерьеру «премиальности» с помощью глянцевых или хромированных вставок на торпедо и картах дверей, или за счет кожаной обшивки сидений. Но они все равно не дотягивают до тех материалов, которые используют японские или корейские компании. Также есть жалобы на надежность авто. И хотя серьезных поломок у китайских авто, к счастью, не так много, мелкие неприятности случаются довольно часто. Что-то стучит в подвеске, перегорают лампочки, электроника начинает жить своей жизнью, скрипит пластик торпедо – все это типичные болячки «китайцев». Вдобавок китайские производители продолжают увлекаться копированием продукции более успешных компаний. Это проявляется в том, что внешне авто очень часто похожи на предыдущие поколения внедорожников, седанов или хэтчбеков таких компаний как Toyota, Seat, Mitsubishi или даже Mercedes-Benz. Хорошо это или плохо – дело вкуса. Но все-таки хочется обладать оригинальным продуктом, а не копией.
Пять раз подумать
Главный риск для покупателя китайского автомобиля – быстрая потеря его стоимости. Если «японца» или «немца» можно без проблем продать и лет через 5-10, то «китайца» сбыть будет гораздо сложнее. Даже если он в идеальном состоянии. Спрос на вторичном рынке, увы, небольшой. Также в Украине не очень хорошо налажен сервис китайских автомобилей. Не хватает специализированных СТО, перебои с поставками запчастей. Боле того, может так случиться, что производитель вообще решит свернуть продажи авто в Украине. И что после этого будет с сервисом – непонятно. В такой ситуации оказались владельцы автомобилей Chana. Несколько лет назад эта компания прекратила поставку своих машину в нашу страну.
В итоге, те украинцы, которые успели приобрести авто Chana, столкнулись с огромными проблемами в обслуживании и заказом комплектующих. Ну и, конечно же, любого автовладельца волнует вопрос безопасности. Одно время считалось, что даже среднее по тяжести ДТП, в которое попадет китайский автомобиль, приведет к смерти водителя и пассажиров. Но сейчас все чаще производители с гордостью заявляют, что их детища получают в краш-тестах 4 и даже 5 звезд. Это, конечно, хорошо. Но зная любовь китайцев к подтасовыванию фактов, в реальности все может быть совсем иначе. Только вот проверять на себе стойкость авто к столкновению как-то не очень хочется.

Павел Харламов