Львов – это второй после Киева город, где появилась новая полиция. Лилия Таранда, мать троих детей, полтора года назад поменяла семейный бизнес на форму полицейской.
Лилия Таранда, экс-заместитель командира взвода по обслуживанию дорог госзначения города Львова
Лилия спортсменка, хорошо стреляет и водит машину, поэтому она вскоре стала заместителем командира взвода по обслуживанию дорог государственного значения. Она рассказывает, что здоровье не выдерживало переработок. Из ее взвода, а это 42 патрульных, у 4-5 человек поднималось давление. Врачи ставили диагноз – синдром хронической усталости. Но недавно Лилия уволилась, потому что ей не удавалось прокормить троих детей на зарплату полицейской. Сил на подработку у нее не хватало. Но многие патрульные подрабатывают в свободное от основной работы время.
Хоть доходы полицейских и не большие, им еще приходится раскошеливаться прямо на службе. Машины полиции не имеют страхования КАСКО на случай аварии, поэтому полицейские ремонтируют служебные автомобили за свои деньги. Один из руководителей полиции Львова Андрей Богуш заверяет, что патрульные делают ремонт служебных авто из своего кармана добровольно. А в случае ДТП идет служебное расследование и соответствующие санкции. А это - лишение премии, иногда многократное.
Украинская патрульная полиция работает по северо-американской модели, обучают их инструкторы из Канады. Кен Тауэр, инспектор полиции г. Калгари (Канада) заверяет, что их полицейские никогда не ремонтируют авто за свои деньги, ведь все машины застрахованы.
Но в Украине все по-другому, здесь придумали новую модель. По официальной информации, поврежденные "Приусы" патрульных Днепра должны ремонтироваться на официальном автосервисе, в 8 км от патрульной полиции. Но на самом деле активисты находят ожидающие ремонта "Приусы" совсем в других местах, на неофициальных гаражных СТО. Например, на окраине Днепра в частном секторе – а это за 20 км от патрульной полиции – зафиксировали три поврежденных "Приуса", стоящих за забором частного дома. Представители полиции Днепра отказались комментировать зафиксированные факты журналистам. Но прислали письменное объяснение.
Владимир Алексеев, экс-патрульный Днепра, уволился в апреле 2017 года. Он рассказал, что всех патрульных негласно предупреждали, что если будут какие-то повреждения авто, ремонт патрульные будут делать за свой счет. То же самое касается повреждений боди-камер, планшетов и другой государственной собственности. А если полицейский отказывается ремонтировать из своего кармана, с него снимают всю премию. А это половина зарплаты.
К примеру, зарплата у патрульного Днепра – 4000 грн, плюс столько же премия, и в сумме выходит 8000 грн. В Киеве зарплата вместе с премией - 10 000 грн. Но существует механизм снятия премий. То есть, в конце месяца руководство может лишить патрульного премии, оставив лишь зарплату в 4000 грн. И человек, зависящий от начальства, вынужден чинить "Приусы" за свой счет и выполнять любые другие установки.
О снятии премий патрульные Днепра отказываются говорить с журналистами, а их начальство уверяет, что это крайняя мера, и они стараются не наказывать патрульных лишением премии.
В Одессе тоже испытывают разочарование в новой полиции, как одесситы, так и сами патрульные. Один из них рассказал, что депремирование – это частая практика. Происходит по закону сообщающихся сосудов: если не лишить премии одних – ее не получат другие. Поэтому чтобы не было конфликтов в коллективе, рассказывает патрульный, пожелавший остаться неизвестным, когда никто не проштрафился и не с кого было снять премию, он свою премию просто не получил.
Журналисты изучили закрытые чаты полицейских, где они обсуждают ежедневную рутину. Оказывается, главный показатель успешности подразделения – количество составленных админпротоколов. Чтобы получить премию, надо их оформить как можно больше. Как при старой милиции, бюрократическая статистика важнее реальной борьбы с преступностью.
Украинские патрульные, которые рискуют своим здоровьем и жизнью на работе, не имеют медицинской страховки. И если что-то случается с полицейским, то его сослуживцы, патрульные, «скидываются» на лечение пострадавшему, кто сколько может.
Несмотря на огромные средства, которые пошли на реформу в полиции, становится ясно, что и эта реформа провалилась. Единственно, чего удалось достичь – это исчезновение системного взяточничества, которое было среди сотрудников ГАИ. Но надолго ли? Если зарплаты останутся на таком уровне, патрульным все сложнее будет удержаться от взятки.
В Северной Америке желающие работать в полиции стоят в очереди по два года и проходят жесткий отбор. Но зато потом получают контракт на 30 лет, достойную зарплату, при которой не желают рисковать ради мелкой взятки. За взятку не только лишают работы, но и отправляют в тюрьму на 10-15 лет.
Последнее время на работу украинских патрульных поступает все больше и больше жалоб, ждать их прибытия на вызов приходится все дольше и дольше. Иногда на вызов патруль и вовсе не приезжает. Кроме того, увеличивается число копов, которые увольняются. Почему так происходит, и что будет дальше с патрульной полицией, если ничего не поменяется?