К такому выводу пришли журналисты издания Autonews.ua, проанализировав декларации депутатов за 2017 год, а также обновления в них с начала 2018 года. Мы пообщались с владельцами этих автомобилей и узнали их мнение об электрокарах. А также поговорили о том, что отталкивает законодателей пересаживаться на модный транспорт.
Три «Лифа» на 450 нардепов
Судя по отчетам об имуществе, электромобили есть в семьях всего четырех нардепов. В основном, это «бюджет» — Nissan Leaf, хотя есть и одна Tesla.
У Леонида Емца («Народный фронт») Nissan Leaf 2013 года выпуска появился в марте 2016 года, и покупался уже подержанным. Машина зарегистрирована на его жену Светлану. За Леонидом Емцем числится Toyota Sequoia 2008 г.в.
«Электромобиль в Украине — выбор людей не самых обеспеченных. Потому, что кроме экологичности есть еще меркантильный аспект — стоимость бензина. Электроэнергия стоит несравнимо дешевле. Электромобиль в год тратит на зарядку несколько тысяч гривен, и по сравнению с бензином экономия неимоверная. Для Украины и украинцев электромобилификация — очень правильный путь. Но, наверное, те депутаты, которым экономия не важна, по этому поводу и не заморачиваются. У меня есть и обычный автомобиль, но где можно ездить на электромобиле, я в него сажусь и еду. В пределах Киева это абсолютно оправдано. А вот куда-то дальше ехать, конечно, электромобиль на сегодня не походит«, — рассказал Autonews.ua Леонид Емец.
Еще один Nissan Leaf — у жены нардепа Михаила Побочих, Светланы. Он тоже был выпущен в 2013 году, а к нынешним владельцам попал в ноябре 2017 года. В декларации за 2017 год его стоимость оценена в 378,7 тыс грн.
А вот у Глеба Загория (БПП, экс-гендиректора ЗАО «Фармацевтическая фирма «Дарница») — роскошная Tesla Model S P85D. Ее стоимость, согласно декларации — 4 млн 555 тыс грн. Это самый дорогой электромобиль из всех 226, что были задекларированы украинскими чиновниками, депутатами и госслужащими.
Она была выпущена в 2015 году и в октябре 2015 приобретена Загорием. Как и в случае с многими другими владельцами элетромобилей, это не основная машина в семье. Нардеп ездит на Mercedes-Benz S 63 AMG (2014 г. в.), а на его жене зарегистрированы Range Rover (2014 г.в.) и «Гелик» Mercedes-Benz G 63 AMG (2014 г.в.).
В 2018 году к этим трем электромобилям добавился только Nissan Leaf у народного депутата Андрея Реки («Народный фронт»). Изменение в своем имуществе Андрей Река задекларировал в феврале. Автомобиль тоже не новый — выпущен в 2014 году, а, как узнали Autonews.ua из «формы изменений», был куплен в США на аукционе Manheim и через океан доставлен в Украину. Этот аукцион, к слову, считается более дорогим за счет того, что там продают проверенные целые автомобили. Стоимость «Лифа» Андрей Река заявил в размере 319,9 тыс грн. Обращает на себя внимание тот факт, что Андрею Реке 64 года, и если он приобрел электромобиль для себя, то такая восприимчивость к новым технологиям только похвальна.
О других энтузиастах электромобильной тематики в Верховной Раде ничего не известно. И это при том, что свои гаражи депутаты обновляют довольно регулярно. Но предпочтение остается за автомобилями с ДВС. К примеру, в семье Виктории Пташник («Самопомощь») кроссовер Audi Q7 2017 г.в. появился «под елочку» — 31 декабря 2017 года. Заявленная стоимость в декларации — 2 млн 389 тыс грн (около $91 тыс). Казалось бы, еще день — и по новому закону можно было бы без НДС и акциза купить какой-нибудь электромобиль (вполне хватило бы и на новую Tesla), но семья отдала предпочтение традиционному автомобилю.
Почему не покупают
Не все причины, почему нардепы не следуют модному тренду, лежат на поверхности. По словам депутата Сергея Каплина, необходимость быть постоянно в разъездах, влияет на ситуацию лишь отчасти.
«Есть депутаты-мажоритарщики. Приезжает он на «Интерсити» в Одессу, Харьков или Львов, и у него на месте может быть электромобиль, и на месте так передвигаться достаточно удобно. У меня много друзей-депутатов из районных, городских советов, которые абсолютно нормально так передвигаются. Они и экономят на топливе, и дают обществу важный маркер в продвижении этой темы.
А есть другая специфика. К примеру, на этой неделе я был в Херсоне, Первомайске, Николаеве, Полтавской области, в Киеве, а завтра буду на Харьковщине. Фактически, в пяти областях. Во-первых, ни один электромобиль не выдержит дорогу Херсон — Кременчуг, или трассу на Одессу. Ну и это очень жесткий график, когда просто нет возможности несколько часов заряжать машину. Минимум в день приходится преодолевать 400 км, и инфраструктуры для этого еще нет. А вот в Киеве пользоваться электромобилем уже более-менее удобно«, — сказал Autonews.ua Сергей Каплин.
Согласен с коллегой и народный депутат Роберт Горват, чей избирательный округ находится в Закарпатской области. «Мне ехать больше 800 км, так что я передвигаюсь на поезде. Электромобили с такими расстояниями бы не справились«, — говорит Autonews.ua Роберт Горват.
Также «автоконсерватизм» законодателей Сергей Каплин объясняет еще и неустоявшимся рынком электрокаров, и слишком быстрой сменой моделей.
«Очень динамично обновляющийся рынок. Год назад мы имели, грубо говоря, «Теслу» за $100 тыс, которую нужно было ночь заряжать, и ехать она могла 200 км. А в этом году свои автомобили выпустили многие другие марки, у которых ресурс гораздо серьезнее. И получается, что когда рынок электромобилей развивается гораздо интенсивнее, чем рынок мобильных телефонов, то ясно, что куда-то вложить $100 тыс, чтобы они потом превратились в $20 тыс — не разумно. Поэтому, пока рынок не приобретет промежуточного технологического пика, вряд ли покупки свыше $40-50 тыс будут осуществляться в достаточно больших объемах«, — считает Сергей Каплин.
Возле Рады нет зарядок
К слову, массовой популярности электромобилей у чиновников не способствует и то, что в правительственном квартале почти нет общественных зарядных станций. А если бы и были, то, к примеру, все парковки вдоль отеля «Киев» (там находятся комитеты ВР) обычно заняты с самого утра, и автомобили стоят там по много часов. Так что «вклиниться» на 20 минут, даже если бы там и были суперчарджи, шансов нет.