Acura
Alfa Romeo
Aston Martin
Audi
Bentley
BMW
Brabus
Bugatti
Buick
Cadillac
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Dacia
Daewoo
Daihatsu
Datsun
Dodge
Ferrari
Fiat
Ford
Geely
Great Wall
Haval
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaguar
Jeep
Kia
Lamborghini
Land Rover
Lexus
Lincoln
Maserati
Maybach
Mazda
Mercedes-Benz
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Porsche
Renault
Rolls-Royce
Saab
SEAT
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Tesla
Toyota
Volkswagen
Volvo
ВАЗ (Lada)
ЗАЗ
ЗИЛ
КамАЗ
ЛуАЗ
Москвич
УАЗ
Внедрение высоких технологий в автомобилестроении — это не только появление новых возможностей и невиданного ранее удобства. Технологично и инновационно можно и обманывать потребителей и контролирующие органы. Примером служит автоконцерн Volkswagen, пойманный ещё в 2015 на применении методов обхода средств контроля уровня опасных веществ в выхлопе.
Международная команда исследователей раскрыла механизм мошенничества, который позволил Фольксвагену обходить американские и европейские тесты на выбросы в течение как минимум шести лет. Американское Агентство по защите окружающей среды сообщило о нарушениях в 2015 году. В течение года продолжалось расследование, был обнаружен код, который позволял бортовому компьютеру определять, что автомобиль проходит испытания. В этом случае компьютер активировал систему, ограничивающую выбросы. Как только компьютер определял, что тест закончен, эта система отключалась. В «обычном» режиме автомобиль выбрасывал оксидов азота в 40 раз больше, чем допускается нормами.
Доклад о том, как был устроен обман, был представлен в мае на 38-ом симпозиуме Института инженеров электротехники и электроники по безопасности и приватности (38th IEEE Symposium on Security and Privacy) в Сан-Франциско Кириллом Левченко из Калифорнийского университета в Сан-Диего (University of California San Diego). (Документ можно просмотреть здесь).
«Мы обнаружили дымящийся пистолет, — говорит Левченко. — Мы нашли систему, и то, как она использовалась». Специалисты получили копии программного обеспечения, работающего в бортовых компьютерах Volkswagen, скачав их на официальном сайте компании, а также на форумах автолюбителей. Это программы, которые работают на компьютерах широкого спектра моделей, включая Jetta, Golf и Passat, а также Audi A и Q серий.
"Мы нашли доказательства мошенничества прямо на глазах у публики», — заметил Левченко.[BR]Во время испытаний на соответствие нормам выбросов автомобили ставятся на стенд, оснащённый динамометром, который измеряет выходную мощность двигателя. Автомобиль испытывается в режиме, который имитирует реальную езду по городскому маршруту с частыми остановками. Условия теста стандартизированы и открыты. Это позволяет недобросовестному производителю целенаправленно изменять поведение своих автомобилей во время испытательного цикла. Программа, созданная Volkswagen, следила за рядом условий, которые должны были определить начало теста и включить систему ограничения выбросов.
Часть компьютерного кода, отвечающего за включение режима обмана, называлась «acoustic condition» — «акустическое состояние». Декларировалось, что это программа, как-то влияющая на звук, издаваемый двигателем. В реальности же программа имела 10 различных профилей, соответствующих различным видам испытаний.
«Устройство для обмана, созданное Фольксвагеном, пожалуй, самое сложное в истории автомобилестроения», — говорит Левченко. Исследователям есть с чем сравнивать. Подобные системы, но гораздо более простые, найдены и у других производителей. Так, компьютер FIAT 500Х включает систему ограничения выбросов на 26 минут и 40 секунд с момента запуска двигателя — обычное время теста на выбросы.
Что же заставляет автопром идти на подлог? Проблема — в дизельных двигателях. В ходе их эксплуатации производится больше сажи и оксидов азота, чем при работе бензиновых двигателей. Для сокращения выбросов приходится жертвовать производительностью или эффективностью. Кирилл Левченко и его коллеги отмечают, что их работа показывает, что действующие протоколы проверки двигателей несовершенны. Также отмечается необходимость проверки программного обеспечения автомобилей. Преследование Volkswagen за обман потребителей и контролирующих органов не прекращается.
Скандал вызвал ряд громких отставок высшего руководства компании уже в 2015 году. Летом 2016 года Фольксваген согласился на выплату 15,3 млрд долларов для урегулирования различных государственных и частных гражданских исков в США. 21 апреля 2017 года Федеральный суд США вынес постановление о взыскании 2,8 млрд долларов штрафа. Кроме того, бывшему руководству корпорации в США угрожают тюремные сроки.