ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ
Прошлой осенью с целью популяризации депутаты обнулили ввозную пошлину на авто с электродвигателями. При этом не был поддержан законопроект об отмене акциза и НДС, который мог бы снизить цену электрокаров куда больше, чем нулевая ввозная пошлина. В результате экомобили с этого года подешевели всего на $800—900, что похоже на насмешку при стоимости нового авто.
ВЗАЙМЫ ДАДУТ ПОД 28—30%
Автокредиты осенью доступнее не станут. "Ставка, когда выгодно брать кредит на покупку авто, не должна превышать 10%, — считает советник президента Ассоциации украинских банков Алексей Кущ. — Но пока банки привлекают дорогие депозиты, они не могут позволить себе выдавать дешевые кредиты. С учетом маржи можно говорить о среднесрочном кредите на уровне 28—30%". И такой картина будет в течение всей осени. Правда, госбанки в официальных заявлениях говорят о возобновлении кредитных программ. "Но здесь выдача длинных кредитов физлицам не носит системный характер", — отмечает Кущ. Что же касается реальных программ, они сегодня работают в большинстве своем в банках-партнерах. К примеру, "Ниссан Мотор Украина" выдает займы по программе с RCIBanque. Участие в разработке программы принимал "Креди Агриколь Банк", который кредитует машины брендов "Рено" и "Хюндай". Но пока таких проектов не так много.
НАДАВИЛИ НА ГАЗ
Если в начале августа эксперты прогнозировали снижение стоимости бензина, дизеля и сжиженного газа, то в начале сентября снова заговорили о росте цен. Причиной стало ослабление гривни и стабилизация цен на нефть на уровне, близком к максимальному в текущем году — $50 за баррель. "В этих ценах нет ничего критичного, их рынок достигал уже не раз, — говорит директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн. — Но ситуация усугубляется новым ослаблением гривни, которое оказывает намного более сильное негативное воздействие на топливные цены". По словам эксперта, сумма этих факторов уже создает предпосылки для роста цен в сентябре. "Если осенью курс останется на текущем уровне, можно ожидать роста цен на бензин и дизельное топливо на 5%. Если курс вырастет еще больше, подорожание, соответственно, будет существеннее", — считает сопредседатель фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
Со сжиженным газом дела обстоят еще менее оптимистично: здесь цена росла весь август и продолжит расти в сентябре. Помимо упомянутых факторов, в этом сегменте рынка рост цен провоцирует напряженная ситуация с поставками. Цена за литр сегодня колеблется в диапазоне 10,20—10,98 грн и в сентябре может достигнуть 12 грн/л. "Нехватка поставок обусловлена ростом потребления пропан-бутана, таких темпов никто не ожидал. Поэтому газа элементарно не хватает", — констатирует Куюн. Так, из-за повышенного спроса, впервые в истории, трейдеры начали поставки дефицитного ресурса из Италии.