Сколько денег государство берет с водителей на ремонт дорог и на что их тратят?
С начала 2011 года правительство отменило техосмотр, и включило транспортный сбор в стоимость бензина. Тогда власть пообещала: отныне с каждого купленного литра в Дорожный фонд будут перечисляться 50 копеек на ремонт дорог. Но на качестве дорог эта реформа так и не отразилась, а сам Дорожный фонд в 2014 году был упразднен.
Топливный акциз приносит до 40 млрд грн в год. Это сумма, которая должна направляться на содержание и ремонт дорог. Но реально лишь от 10 % до 40 % в последние годы выделялись на эти цели. Так, в 2014 году по информации Минфина на счет спецфонда поступило – 17,8 млрд грн. С 2014 года топливный акциз утратил свое целевое назначение, а ремонт дорог осуществляется из не больших поступлений от общего фонда бюджета. В 2015 году Министерство финансов выделило на ремонт дорог – 4 млрд грн., в 2016-м – 6,5 млрд. Одни эксперты связывают это с военными действиями на востоке Украины, другие с плачевным состоянием экономики страны и коррупцией.
По информации, полученной от Укравтодор, за последние 11 лет строительство новых дорог и ремонт старых сократилось в несколько раз. Если в период 2000-2004 годов в стране ремонтировали по 10-12 тыс км дорог в год, то начиная с 2005-го – в среднем едва тысячу, а в 2014-м обновили всего 112 км дорожного полотна. На сегодняшний день акцизы от нефтепродуктов направляются в общий фонд бюджета, которым латают различные дыры и отнюдь не на дорогах.