В Крыму с начала года наблюдается резкий рост количества тяжких ДТП, а также числа погибших и пострадавших в них. На полуострове объясняют тенденцию плохими дорогами и пассивностью местной ГИБДД, которая не берет взятки, но плохо следит за порядком.
Дорожная аварийность в Крыму заметно выросла в первом квартале 2016 года. В январе–марте текущего года количество аварий с погибшими и пострадавшими увеличилось более чем в полтора раза. В результате Крым лидирует среди регионов с негативной динамикой числа серьезных аварий. Местные чиновники и активисты связывают ухудшение ситуации с плохими дорогами, масштабными работами по их ремонту, отключениями света и безынициативностью ГИБДД.
Согласно официальной статистике ГИБДД, в январе–марте на дорогах полуострова произошло 443 серьезных ДТП с жертвами или пострадавшими. Это на 58% превышает число таких аварий, произошедших за этот же период в регионе в прошлом году. В этих авариях погибли 76 человек, что на 26% превышает прошлогодний показатель. На 15% в Крыму увеличилось и количество травмированных в авариях людей: если за первый квартал 2015 года ранения в ДТП получили 383 человека, то в этом году — уже 439 человек.
Чуть менее существенный рост аварийности наблюдается по Севастополю, где общее количество аварий с погибшими и пострадавшими увеличилось в январе–марте 2016 года на 26%.
В ГИБДД Крыма оперативно прокомментировать ситуацию не смогли. Несмотря на то что формальной причиной большей части происходящих в регионе серьезных ДТП, как и в других регионах страны, указывается несоблюдение водителями ПДД, местные чиновники и активисты говорят в основном о влиянии плохих дорог на ситуацию.
Так, в конце марта 2016 года на тему дорожной безопасности в регионе в ходе заседания Госсовета Крыма выступил министр МВД по республике Сергей Абисов. Главной причиной ДТП в Крыму он назвал именно неудовлетворительное состояние дорог.
«Только силами сотрудников полиции без органов местной власти справиться с ситуацией на автодорогах невозможно, — отмечал Абисов. — Более 86% ДТП совершено из-за недостатков в содержании дорог, в том числе из-за отсутствия их освещения в темное время суток».
Одной из потенциально результативных мер профилактики нарушений ПДД глава регионального МВД назвал принятие профильной госпрограммы, которой в Крыму нет до сих пор. Кроме того, по мнению Абисова, положительное влияние на дорожную безопасность в регионе может оказать создание центра автоматической фиксации нарушений ПДД.
Источник, знакомый с ситуацией, отмечает, что приведение дорог в порядок могло бы идти более быстро, но местных чиновников тормозит российское законодательство.
«В прошлом году крымские дорожники не смогли освоить бюджет на ремонт дорожной сети из-за сложностей с новыми для них российскими законами, — поясняет собеседник. — В частности, к тому моменту чиновники еще не разобрались со всеми тонкостями проведения аукционов по 44-му ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок». Поэтому тендеры на выбор подрядчиков проводились долго: им важнее было ненароком не нарушить закон, чем во что бы то ни стало освоить выделенные на ремонт дорог средства».
«Только с присоединением Крыма мы вообще поняли, что о проблеме плохих дорог можно говорить, — рассказывает член местного ОНФ Светлана Самойленко. —
У нас же при Украине был только латочный ремонт, поэтому сейчас на ремонт дорог люди ходят как на экскурсии — смотреть, какая техника работает, как делают. Ремонтные работы ведутся в огромных объемах. И это одна из причин ДТП. Например, на дороге от Феодосии до Симферополя работы ведутся на пяти участках, где уже сейчас скапливаются большие заторы. Люди начинают объезжать пробки и попадают в ДТП на обочинах. Либо, постояв в заторе, пытаются нагнать, превышают скорость и тоже устраивают ДТП. Кроме того, на оживленных улицах и возле школ у нас плохо обустроены пешеходные переходы: знаки далеко не везде стоят, разметка стирается уже через три месяца, а на хорошую краску, как на материке, денег, судя по всему, пока нет. По крайней мере, представители ГИБДД называют астрономические суммы, якобы необходимые, чтобы все сделать как полагается».
Еще одной причиной роста аварийности собеседница называет проблемы с электроснабжением. «У нас же света не было, в том числе и всю зиму. Соответственно, на дорогах тоже было темно», — говорит Самойленко.
Активистка из Феодосии Елена Самсонова (имя собеседницы изменено по ее просьбе) отмечает, что местные гаишники перестали брать взятки, как было при Украине, но в то же время слабо следят за порядком на дорогах. «Раньше практически за любое нарушение водители платили инспекторам, но теперь о таком даже не слышно — все штрафы выписываются официально.
Но, кроме того, чтобы стоять на дороге и ловить нарушителей, гаишники ничего не делают. В ГИБДД говорят, что территория большая, а людей не хватает. Но не все упирается в численность состава. Например, могли запретить парковку на трассе, поставить там знаки, чтобы из припаркованных с нарушением фур не скапливались заторы — на это много людей и времени не надо».