Acura
Alfa Romeo
Aston Martin
Audi
Bentley
BMW
Brabus
Bugatti
Buick
Cadillac
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Dacia
Daewoo
Daihatsu
Datsun
Dodge
Ferrari
Fiat
Ford
Geely
Great Wall
Haval
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaguar
Jeep
Kia
Lamborghini
Land Rover
Lexus
Lincoln
Maserati
Maybach
Mazda
Mercedes-Benz
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Porsche
Renault
Rolls-Royce
Saab
SEAT
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Tesla
Toyota
Volkswagen
Volvo
ВАЗ (Lada)
ЗАЗ
ЗИЛ
КамАЗ
ЛуАЗ
Москвич
УАЗ
В нынешнем году украинские водители стали попадать в ДТП чаще, чем делали это в 2015-м: за январь и февраль аварий на улицах и дорогах стало больше на 10%, чем за такое время год назад — 21 319 ДТП (было 19 384). Таковы неутешительные цифры, предоставленные Управлением безопасности дорожного движения (УБДД) МВД Украины. Таким образом, ежесуточно в Украине в среднем происходит более чем 355 аварий.
Резко выросло также ДТП с потерпевшими: плюс 30%, или 3325 чел. (55 чел. в сутки), против 2556 в прошлом году. К счастью, погибших меньше — 440 чел., или более 6 чел. в сутки (504 год назад). Но людей, получивших в результаты ДТП травмы, стало на треть больше — 4187 чел. (+1061 чел.), или почти по 70 чел. в сутки.
Где опаснее?
Как видно из инфографики, безоговорочный лидер по авариям — Киев: каждое четвертое ДТП происходит в столице. Далее, с более чем двукратным отставанием, идут Харьковская, Одесская, Днепропетровская области, Киевщина и Львовщина. Самые же безопасные дороги — в Луганской, Сумской, Черновицкой и Кировоградской областях: там аварий на порядок меньше.
Экс-сотрудник столичной ГАИ Николай Корчмаренко сомнительное лидерство Киева в этом рейтинге объясняет просто: в столице самое интенсивное движение транспорта и много иногородних водителей. "Они не привыкли ездить в плотном потоке машин, плохо знают город, теряются и попадают в аварии. А в регионах, где меньше населения и, соответственно, транспорта, и ДТП меньше. Там они случаются из-за плохих дорог и беспечности водителей, которые превышают скорость, и чаще, чем в столице и облцентрах, садятся за руль нетрезвыми. Но в большинстве тяжелых ДТП со смертями в Киеве виноваты столичные водители, которые лихачат на скоростных трассах, которых намного больше, чем в других городах", — уточнил Корчмаренко.
Почему рост?
Заметим: увеличение количества ДТП в 2016 г. совпало с реформированием ГАИ в дорожную полицию (в Киеве она появилась 7 ноября, в регионах — позже). Корчмаренко говорит, что аварий стало больше, потому что новые методы патрулирования в движении менее эффективны, чем старые — когда гаишники стояли в аварийно опасных местах и отслеживали всех нарушителей, проезжавших мимо. К тому же водители, осмелевшие в переходный период, стали чаще нарушать правила.
В пресс-службе УБДД с таким мнением не согласны и считают рост количества аварий в том числе следствием тщательной работы патрульных: "Нарушений стало больше, потому что полиция, в отличие от ГАИ, оформляет протоколы в каждом случае ДТП, а не отпускает нарушителей за взятку". Впрочем, по словам начальника УБДД Александра Фацевича, водители действительно стали чаще, чем раньше, нарушать правила: превышают скорость (это причина большинства аварий), отвлекаются от управления на разговоры по мобильному. Также среди погибших и раненых в тяжелых авариях стало больше людей, не пристегнутых ремнями безопасности.
Что делать?
Юрист Алексей Святогор, специализирующийся на вопросах ДТП, утверждает, что патрулирование полицейской машины в потоке эффективнее для безопасности движения, чем когда ГАИ пряталась "за кустами", так как в потоке они охватывают больше территории. "Причин роста аварийности несколько: водители стали больше лихачить из-за реформы ГАИ, и практически нет взяток". Но прогнозы юриста неутешительны: с весной аварий станет еще больше. "Начнется дачный сезон, и на дороги выедут водители-"подснежники", не ездившие всю зиму, — говорит Святогор. — Поэтому полиции стоит возобновить контроль скорости на дорогах и начать устанавливать автоматические камеры фотовидеофиксации в опасных местах". В МВД говорят, что внедряют камеры видеофиксации. Но на то, чтобы охватить всю страну, нужно время и деньги.
"Гиблые места и призрак"
По информации "Укравтодора", на главных дорогах страны насчитывается 24 опасных и 22 чрезвычайно опасных участка дорог. Критерии опасности — технические и статистические. Технические — это крутые повороты, места, где подъем сменяется крутым спуском, примыкание или пересечение второстепенной дороги с главной, места выхода на дорогу животных, падения камней на горных трассах. Статистические — это те, где, несмотря на хорошую видимость и ровную дорогу, регулярно происходят смертельные ДТП.
К примеру, чуть в стороне от трассы М-07 (Киев—Ягодин) на участке между поселками Гавриловка и Синяк часто видят призрак девушки, который провоцирует аварии. "Ходят слухи, якобы эту девушку много лет назад парни убили у дороги. Дух девушки теперь ищет себе жениха среди водителей", — рассказали местные жители.