Acura
Alfa Romeo
Aston Martin
Audi
Bentley
BMW
Brabus
Bugatti
Buick
Cadillac
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Dacia
Daewoo
Daihatsu
Datsun
Dodge
Ferrari
Fiat
Ford
Geely
Great Wall
Haval
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaguar
Jeep
Kia
Lamborghini
Land Rover
Lexus
Lincoln
Maserati
Maybach
Mazda
Mercedes-Benz
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Porsche
Renault
Rolls-Royce
Saab
SEAT
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Tesla
Toyota
Volkswagen
Volvo
ВАЗ (Lada)
ЗАЗ
ЗИЛ
КамАЗ
ЛуАЗ
Москвич
УАЗ
Сразу оговоримся: вспоминать о карбюраторе, трамблере, барабанных тормозах на передних колесах и прочих спрятанных от глаз нюансах не будем. Технический прогресс за последние годы коснулся, пожалуй, всех узлов и агрегатов. Так что, поставив рядом вазовскую «классику» и Volkswagen Polo в топовой комплектации, легче будет сказать, чего у них общего, чем отличающегося. Автомобили эти хотя и относятся к одному сегменту, но были его представителями в разные эпохи.
Одной из первых опций, создающих дополнительный комфорт для водителя, стал радиоприемник. В конце 1980-х на нем наравне с кассетным проигрывателем стали появляться прорези для компакт-дисков. Кассеты практически полностью вымерли в штатных аудиосистемах на рубеже веков, а CD подошли к завершению карьеры только сейчас. К примеру, некоторые модели Ford 2018 модельного года впервые за почти 30 лет будут оснащаться «музыкой» без возможности проигрывать диски. Да что там: заводские головные устройства «Лад» уже не первый год выпускаются только со слотами USB и SD! Наряду с удобными флешками и подключением смартфона по Bluetooth в автомобили приходит интернет-вещание. Скоро автомобилистам не придется ничего скачивать дома и нести в машину, достаточно будет подключения к всемирной паутине в самом автомобиле.

Зеркала заднего вида дошли до нас с самых первых автомобилей. Да, они стали заметно больше в размерах, получили регулировку рукояткой из салона, а затем и электропривод, обрели функции обогрева и самозатемнения, а в их корпуса теперь встраивают повторители поворотников. Однако сама их суть прежняя: обеспечивать обзор водителю. При движении назад теперь помогают парктроник и камеры, а вот в обычном режиме зеркала – главные ассистенты. Идея заменить их видеокамерами встречается на концепт-карах не один десяток лет. В серии воплотилась только замена салонного зеркала. На электрическом суперкаре Audi R8 e-tron оно было чисто цифровым – ЖК-экраном, транслирующим изображение со скоростной камеры на корме, а на кроссовере Cadillac XT5 оно даже более навороченное, бифункциональное. Смотреть назад можно через обычное зеркало или, повернув рычажок, с помощью той же камеры заднего обзора. Скоро аналогичная технология наверняка найдет применение и на других моделях.

Уходят в прошлое аналоговые комбинации приборов, производители переходят на большие ЖК-дисплеи. Правда, большинство пока оставляет на них классические циферблаты, только уже нарисованные. Зато в остальном у владельца широкий простор для фантазии. Можно менять цветовое оформление, наборы выводимых данных и их компоновку. Пожалуй, лидером по этой части на сегодняшний день является Mercedes E-Class. В топовых версиях у него два монитора диагональю по 12,3 дюйма, разделенные на несколько зон, в каждую из которых можно вывести свой блок информации. При этом в базовой версии у модели все еще применяются традиционные приборы без особых изысков. У Audi экраны поскромнее, зато практически на всю площадь левого можно вывести красочную карту навигации.

Меняют свой облик привычные органы управления. Педали местами пока, к счастью, не меняют, и руль не трогают (хотя на концептах с автопилотом его все чаще делают убирающимся в недра передней панели). Селектор автоматической коробки передач на большинстве премиальных моделей утратил механическую связь с агрегатом. А раз так, то не все ли равно, каким действием передавать электрические импульсы? Сегодня применяется множество вариантов: подрулевой рычажок, кнопочное управление, поворотная шайба, джойстик. Разве что до сенсорного экрана еще не додумались! На удобство пользования изыски особо не влияют (трансмиссия-то автоматическая!), а вот на дизайн – в изрядной степени.Все реже можно увидеть «кочергу» стояночного тормоза между передними креслами. Ей на смену пришла скромная клавиша около селектора КПП. Поклонники дрифта в печали, зато новая схема позволяет реализовать автоматическую постановку и снятие с «ручника» при остановке и трогании автомобиля, что для абсолютного большинства пользователей несомненное удобство.
Обилие опций сделало невозможным управление ими с помощью физических клавиш. Если на каждую функцию заводить отдельную кнопку, не хватит места на передней панели! Результат – «переезд» большинства настроек в недра мультимедийной системы. Для удобства пользования их учат реагировать не только на прикосновения, но также на слова и жесты. Придется привыкать к такому общению с автомобилем: «наворотов» в нем меньше уже не станет.

Видимо, скоро мы останемся и без ключей-брелоков от машины. Производители экспериментируют со следующей ступенью бесконтактного доступа: сигнал на разблокировку замков подаст смартфон владельца. Электронщики полны энтузиазма, а вот независимые тесты свидетельствуют: даже сегодняшние системы доступа в салон и запуска двигателя без ключа беззащитны перед угонщиками, которых теперь корректнее называть хакерами. А через несколько лет мы, вероятно, потеряв телефон, останемся еще и без машины!

Из внешних деталей самые глобальные метаморфозы произошли с оптикой. Светодиоды активно вытесняют лампы накаливания и ксенон. Последний появился в начале 1990-х, но уже сегодня даже бюджетные модели отдают предпочтение LED-технологии. В частности, такими фарами щеголяет хэтчбек гольф-класса Nissan Tiida, да и другие его одноклассники перешли на современный свет. Что уж говорить о прочих источниках света, которые не столь сложны, как головная оптика. Кстати, первым в мире автомобилем, у которого даже в базовой комплектации применяются только светодиоды, стал в 2013 году Mercedes S-Class в кузове W222.