Качество дорожного покрытия в Украине, наверное, худшее не только в Западной Европе, но и среди многих стран бывшего соцлагеря. Даже в соседней Беларуси дороги не отстают от «старой» Европы. Конечно, год от года украинские власти обещают привести автотрассы в порядок. Но все это на уровне обещаний и остается. За 2016 год, например, по данным Министерства инфраструктуры в Украине восстановлен 1% дорог, хотя ремонта требуют 95% автобанов. Разумеется, водители очень возмущены таким положением дел. Ведь украинские дороги в буквальном смысле убивают автомобили. Утешением станет разве что возможность получить компенсацию за нанесенные машине «телесные повреждения».
И дна не видно
Такого количества ям на дорогах, как нынешней весной, автомобилисты давно не видели. «Укравтодор» оправдывается, что все это последствия зимы. Мол, частые переходы температуры воздуха через «ноль» вместе с осадками сделали свое дело. Дороги не выдержали влаги и морозов, и в течение зимы объем ям в масштабах всей Украины увеличился до 12,2 млн кв м. Но и это еще не все плохие новости: разрушение дорог продолжается и к концу весны, как прогнозируют в «Укравтодоре», площадь «дырок» в асфальте достигнет 16-18 млн кв м.
Скрытая угроза
Разумеется, езда по таким дорогам не проходит для автомобилей бесследно. Единой статистики повреждений, причиной которых оказалось дорожное полотно, нет. Но по данным экспертов и самих автовладельцев львиная доля неприятностей, которые случаются с ходовой – это последствия попадания колес автомобиля в ямы. Плюс ко всему, именно плохие дорогие являются провокаторами чуть ли не каждой десятой аварии. Наплывы, выбоины, латки отрицательно влияют на устойчивость авто, водитель вынужден совершать резкие маневры, объезжая поврежденные участки, что в итоге значительно увеличивает риск ДТП.
Считаем убытки
Сильнее всего от разбитых дорог страдают не только колеса и диски, а и подвеска. Причем, проблемы с ходовой далеко не всегда проявляются сразу. При регулярной езде по ямам разбалтываются шаровые опоры, появляется неприятный скрип при повороте передних колес, начинают стучать стойки стабилизаторов, выходят из строя шарниры наконечников рулевых тяг, в результате чего возникает характерное «биение» руля во время движения автомобиля и увеличивается люфт. Но даже если видимых и диагностируемых повреждений у авто нет, это не значит, что испытание плохими дорогами окажется безболезненным. Ямы, горбы и любые другие неровности провоцируют избыточную вибрацию, которая передается на кузов. И остается лишь гадать, чем все это со временем может обернуться для внутренних узлов автомобиля.
Забираем свое
Если разбитое дорожное полотно все-таки спровоцировало повреждение, отчаиваться не нужно. Несмотря на то, что подобные случаи страховым полисом не покрываются, компенсацию можно взыскать… с дорожной службы. Но для того, чтобы прижать автодор «к ногтю», нужно четко следовать определенному алгоритму действий:
- остановиться на месте/около места происшествия и вызвать патруль полиции, который зафиксирует инцидент;
- сфотографировать место аварии с разных ракурсов, и саму причину ДТП (яму, выбоину, наплыв);
- найти минимум одного, а лучше двух-трех свидетелей для дачи показаний. Они будут зафиксированы в акте, прилагаемом к протоколу, который заполнит полиция;
- проконтролировать, чтобы полицейские составили подробную схему места происшествия, а в протоколе детально описали состояние дороги; при этом очень важно, чтобы в заключении полиции звучала формулировка, что водитель «…не мог объективно обнаружить яму по такой-то причине»;
- вызвать на место лицо, ответственное за эксплуатацию конкретного участка дороги; если представитель дорожно-эксплуатационного управления не явится – зафиксировать этот факт в протоколе;
- отправить автомобиль на эвакуаторе на СТО, которое будет заниматься его ремонтом;
- после восстановления авто подсчитать сумму ущерба, куда включается сам ремонт, услуги эвакуатора, оценщика (если проводилась сертифицированная экспертиза, что очень желательно сделать), размер судебного сбора, который придется уплатить, моральный ущерб (как правило, от 3 до 5 тыс грн);
- составить исковое заявление, и, приложив к нему протокол с места ДТП, фото и видеоматериалы, свидетельские показания, а также квитанции/чеки, подтверждающие затраты на «оздоровление» авто, обратиться в суд.
В качестве ответчика следует выбирать не только организацию, на балансе которой находится злополучный участок дороги, но и Укравтодор, а также областное управление автомобильных дорог. В таком случае шансы получить компенсацию гораздо выше. Правда, следует приготовиться к тому, что суд может затянуться на несколько месяцев. Но такие усилия действительно не напрасны.
Павел Харламов