Acura
Alfa Romeo
Aston Martin
Audi
Bentley
BMW
Brabus
Bugatti
Buick
Cadillac
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Dacia
Daewoo
Daihatsu
Datsun
Dodge
Ferrari
Fiat
Ford
Geely
Great Wall
Haval
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaguar
Jeep
Kia
Lamborghini
Land Rover
Lexus
Lincoln
Maserati
Maybach
Mazda
Mercedes-Benz
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Porsche
Renault
Rolls-Royce
Saab
SEAT
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Tesla
Toyota
Volkswagen
Volvo
ВАЗ (Lada)
ЗАЗ
ЗИЛ
КамАЗ
ЛуАЗ
Москвич
УАЗ
Перед проведением эксперимента автомобиль честно откатал неделю без мойки, преодолев за это время более 200 км в условиях города. Закономерный результат — хорошо заметный слой грязи. Для большей достоверности результатов теста съемка велась с водительского места, настройки фотоаппарата не изменялись, а фотографии не подвергались какой-либо обработке. Фары опущены в нижнее положение: мы проверяем не «дальнобойность», а зависимость видимости от степени загрязнения.
Выпускаем на дорогу пешехода: уже в 24 метрах его выдают лишь светлые джинсы. Куртка видна совсем немного, и будь она чуть темнее, слилась бы с темнотой окончательно. Куда реальнее заметить его за 15 метров.
Даже в 15 метрах положение спасают лишь светлые джинсы — на скорости куртка заметна не будет Теперь, не жалея, наносим на поверхность фар добротный слой грязи, который быстро высыхает. С подобными загрязнениями автомобили практически не встречаются, но проверить все же стоит.

Внимательно изучаем дорогу: на первый взгляд, кроме появления небольших провалов, в световом потоке ничего не изменилось. Но если присмотреться внимательнее, можно заметить, что одна из елок, растущих у дороги, скрылась в темноте. Таким образом, грязь «съела» около 2 метров видимости

Более заметен «грязевой эффект» с пешеходом: силуэт еще больше потемнел. Его видимость при удалении на 18 метров сравнима с видимостью на 24 метрах при обычном «осеннем» слое грязи.

Слева — пешеход на расстоянии 24 м от автомобиля с фарами «обычной» степени загрязненности, справа — на 18 м с очень грязными фарами Теперь при помощи бутылки с водой и тряпки бережно отмываем фары. Ого! Само собой, они не стали светить дальше, но свет «заиграл» совершенно по-новому. Возможно, подобный эффект не так хорошо заметен в городе, но факт остается фактом. В сравнении с «обычным» слоем грязи за пределами светового потока пешеход становится «ярче» на 1,5-2 метра раньше.

Громко чихая, пробуем сымитировать летний 2-3-дневный налет пыли. Видимых глазу изменений не произошло: световой поток по-прежнему яркий.


Пешеход получает фликер и вновь устремляется вглубь темной дороги. 24 метра — видно! 27 метров — видно! 30 метров — отражающий свет фликер превратился в точку, которая все равно привлекает внимание на неосвещенной дороге. Лишь на расстоянии 36 метров фликер в силу своих небольших размеров оказывается бесполезным: будь на его месте светоотражающий элемент побольше, в запасе у водителя появился бы десяток дополнительных метров для маневров.
Таким образом, больше всего степень загрязненности фар влияет на видимость объекта непосредственно в зоне светового потока — яркость снижается почти вдвое. Чистые фары четко «выхватывают» пешехода из темноты, ноги становятся видны раньше и лучше. Пусть не так ярко выражено, но все же улучшается видимость и за пределами светового потока. Особенно эти «эффекты» видны при сравнении «осенней» городской грязи с чистыми фарами. Легкий налет из пыли все же не так страшен, но до тех пор, пока не превратится в прочный слой грязи после дождя.

Пешеход в 12 метрах от автомобиля. Слева направо: грязные, очень грязные, чистые и пыльные фары

Чистые фары «выхватывают ноги» гораздо лучше. На фотографиях это выражается засветом — на практике раньше привлекает внимание
Слева направо: недельный слой грязи, очень грязные фары, запыленные
Самым опасным является именно засохший слой грязи и пыли — он снижает яркость светового потока примерно вдвое Чтобы читатель понимал, какова «цена» этих метров, приведем данные. Процессу торможения предшествуют две фазы: на реакцию водителя (оценку ситуации, принятие решения и действие — нажатие на тормоз) в зависимости от подготовки, состояния водителя и условий дорожного движения уходит от 0,2 до 1,2 секунды. В условиях города в расчетах обычно применяется показатель 0,8 секунды, за городом в темное время суток он может увеличиваться даже до 1,4 секунды. Время срабатывания тормозной системы составляет 0,2 секунды. То есть прежде чем автомобиль начнет замедляться, еще около 1-1,5 секунды он будет двигаться с первоначальной скоростью. При движении в городе со скоростью 60 км/ч это 16,7 метра, на загородном шоссе ночью — 37,5. Посему наш вердикт: пачкать руки и мыть фары стоит.
По материалам: carreviewauto.com