Принято считать, что есть пять уровней автономности автомобилей. Но на самом деле их шесть, просто начинается подсчет с так называемого Level 0. И — вот это сюрприз — «нолик» получают не только старые 20-летние рухляди, которым пора на свалку. Подавляющее большинство современных автомобилей имеют нулевую автономность. То есть в них водитель должен постоянно контролировать как «продольное» управление автомобилем (то есть разгон, торможение), так и «боковое» (то есть поворачивать руль). При этом всевозможные электронные помощники в машинах могут быть. Но они либо выдают предупреждения об опасности, либо вмешиваются в процесс управления, когда автомобиль попал в какую-то сложную ситуацию.
Level 1. Помощники
На этом уровне в машине появляются первые зачатки автопилота. Человек по-прежнему активно вовлечен в процесс управления, но он может доверить электронике контроль над динамикой или рулением. Правда, лишь в определенных условиях. На многих современных машинах элементы этого уровня уже есть. Например, вы можете на скоростной магистрали включить адаптивный автопилот, который сам тормозит или разгоняется. Автомобили первого уровня автономности продаются уже сейчас. Но, как правило, речь идет о дорогих моделях премиум-класса.
Level 2. Частичная автоматизация
На этом уровне электроника должна отвечать как за «продольные» процессы, так и за «боковые». То есть теоретически автомобиль уже способен ехать сам по себе. Но далеко не во всех условиях, а водитель обязан постоянно следить за дорожным движением и в любой момент взять управление на себя. Второй уровень автоматизации сейчас начинает появляться на новых моделях. Он уже есть в «Теслах», он будет в новой Audi A8 и других машинах.
Level 3. Условная автоматизация
Вот тут уже все гораздо серьезней. В машинах третьего уровня водитель сможет отпускать руль (но не на всех дорогах). Например, при движении по ровному автобану можно будет полностью расслабиться. При этом машина сама будет распознавать достижение своих пределов и требовать от человека вмешаться в процесс управления. Пока таких авто в продаже нет (что бы нам ни говорили фанаты «Теслы»). Мало того, даже если они и появятся, то... сейчас на них нельзя будет ездить в большинстве стран мира. Ведь венская конвенция о дорожном движении от 1968 года говорит, что водитель обязан контролировать автомобиль все время. То есть, чтобы «третьи» машины появились на дорогах, придется изменить законы!
Level 4. Высокий уровень автоматизации
Здесь человек будет призываться лишь в некоторых особо сложных случаях. Например, в условиях плохой видимости, отсутствия нормальных дорог и так далее. Но во всех стандартных ситуациях — только автопилот. При этом машина сможет ездить вообще без водителя. Например, на парковке. Кстати, Mercedes-Benz недавно показал, как будет работать подобный «автоматический» паркинг.
Level 5. Полная автоматизация
Машины будут ездить сами по себе. Руля и педалей не будет! Пока никто не может сказать, когда появятся автомобили этого уровня. Но работы уже идут! Например, на автосалоне в Женеве в марте этого года Volkswagen представил модель под названием Sedric (расшифровывается как «self-driving car»). Sedric управляется по принципу «одного нажатия» с помощью специального ключа OneButton. Нажав кнопку на устройстве, владелец в прямом смысле слова вызывает свой автомобиль. Все управление происходит исключительно с помощью голосовых команд: пассажиры просто говорят автомобилю, куда им нужно приехать и какой фильм они планируют посмотреть.