По мере развития автомобильной промышленности мы пришли от простых (на самом деле, нет) трехступенчатых АКП к уже довольно распространенным восьми-, девяти- и даже десятиступенчатым трансмиссиям. Выросла и надежность этих агрегатов, и их ресурс, но их все равно не сопоставить с показателями механических КП. Сегодня мы рассмотрим методы и способы, с помощью которых можно продлить жизнь автоматическим коробкам передач и обеспечить им достойную старость.
Прежде всего, корректная работа трансмиссии зависит от качества используемого масла. Оно существенно отличается от обычного моторного масла сроком службы и химическими свойствами. Менять его каждые 8-10 тысяч километров, конечно, не надо, но и его свойства постепенно улетучиваются.
Трансмиссионное масло портится от слишком высокой температуры и оборотов вращения ее компонентов. Важно помнить, что при замене масла в КП использовать то же самое масло, которое рекомендовано производителем.
Интервалы замены сильно разнятся в зависимости от производителя. Это может быть как 50 тысяч, так и 100 тысяч километров. Если интервал замены в регламенте ТО не прописан и не указан в инструкции, то, скорее всего, коробка передач считается необслуживаемой — масло в нее залили на весь срок службы.
Убить автоматическую коробку передач можно грубым обращением и частой эксплуатацией в экстремальных условиях и режимах повышенной нагрузки. К примеру, в инструкции к авто неслучайно указывается максимальная масса буксируемого прицепа. Нагрузка сверх нормы может стать причиной перегрева, что ведет к окислению лубриканта и постепенной потере смазывающих свойств. Масло темнеет и приобретает характерный горелый аромат.
Спасти коробку передач и, соответственно, семейный бюджет с нервами поможет элементарная внимательность. Если на месте стоянки автомобиля обнаружены следы подтеков, не лишним будет проверить уровень масла. К сожалению, не у всех автомобилей есть такая возможность — некоторые модели не оснащены масляным щупом, так что проверить состоянии коробки передач и уровень масла можно будет только в сервисе.
Если вы обнаружили, что масло совсем потемнело или его уровень опустился до предельно допустимого значения, значит пришла пора его заменить. Важно отметить, что доливать трансмиссионное масло, как мы делаем это с моторным, не рекомендуется. Его нужно либо полностью заменить, либо использовать вариант с очисткой.
Очистка масла для коробки передач подходит не всем моделям и вовсе не является стопроцентной альтернативой замене. Менять масло крайне желательно в соответствии с регламентом.
Залогом долголетия коробки передач является исключительно своевременное переключение передач. Не стоит «втыкать» паркинг, пока машина полностью не остановилась. Переключаться на «Драйв» с высоких оборотов тоже крайне нежелательно. Подобные действия могут как минимум серьезно повредить отдельные компоненты, а в худшем случае — просто сломать сам агрегат. Тем не менее, на рынке сегодня много автомобилей с достаточно традиционными гидротрансформаторными коробками, которые оснащены электронной системой управления. Что будет с такой коробкой при переключении на ходу в несоответствующее положение, показал крайне рисковый блогер.
Отдельно отметим, что частая перевозка груженых прицепов негативно влияет на качество лубриканта. В таком случае интервал замены масла рекомендуется сокращать в полтора-два раза.