На заводе в Лейпциге, где производят электрокары BMW, стоит удивительная тишина, не слышно ни лязга, ни звуков формовки металла. Автомобили начинают свою жизнь в виде катушек пластиковой нити на заводе в Японии, в США их превращают в пряжу из углеродного волокна, а потом? в Германии, из этой пряжи сплетают листы для будущего кузова. С помощью смолы листам придают необходимую форму и на выходе получаются прочные и легкие кузовные элементы, склеиванием которых занимается робот.
Революция в материалах уже часть нашей современности. Пишущий об инновациях редактор Economist Пол Маркилли, считает, что уже через 5 лет инженеры вероятно выведут «геном материала» – перечень неких базовых свойств (жесткость, проводимость, эластичность и т.д.) всех составов, какие мы только способны себе представить. Если раньше инженеры искали материал с определенными свойствами опытным путем, то вскоре они сами смогут называть необходимые качества, и компьютер будет составлять перечень того, что соответствует запросу.
Мы редко мы об этом узнаем, но новые материалы появляются каждый день. Так, лишь за прошлый месяц в мире появилось более сотни открытий в это сфере: кристаллы, придающие светодиодам невероятную яркость; наночастицы пирита, существенно ускоряющие время зарядки батареи и пр. Те материалы, которые мы уже знаем, наверняка станут более качественными. Так, в General Electric ведутся исследования керамических композитных материалов, которые лучше металлов поглощают тепло, с их помощью компания намерена создать более эффективные двигатели.
Томас Эдисон, перебрал тысячи материалов, чтобы найти тот, который подойдет для нити в лампе накаливания. В современном мире, и особенно в мире, который ждет нас завтра, подобное не повторится: инженеры будут конструировать новые материалы атом за атомом. Отдельные идеи так и останутся невостребованными, но некоторые, в этом нет сомнений, изменят мир – так же, как лампочка Эдисона.