Впрочем, даже с учетом всех этих скидок, далеко не каждый водитель может потратиться на КАСКО, особенно, если у него не самыq дешевый автомобиль. Ведь для машины среднего класса стоимость страховки может достигать 30 – 40 тыс. грн.
Чтобы ее занизить, водителям предлагается взять больше ответственности на себя — согласится на франшизы покрупнее. И речь не только в 5%-ной франшизе по угону, к которой за долгие годы успели все привыкнуть (страховщики крайне редко соглашаются на нулевые франшизы по этой части). Но и о такой же франшизе по аварии.
Чтобы уговорить клиентов, им напоминают об экономии, которая по словам Мельничука, даже при минимальных аварийных франшизах может давать до 20 – 30% скидки. Впрочем, какой бы приятной не была скидка на полис, нельзя забывать о рисках, и о том, что в случае аварий или угонов придется выплачивать немалые суммы из своего кармана. Ведь именно потому страховщики и соглашаются на удешевление полисов — потому что сами меньше выплатят впоследствии.
"Оптимальный вариант — 0,5% франшизы по повреждениям авто и 5% при угоне. Тогда, за застрахованный автомобиль, например, оцененный в 100 тыс. грн, при любом ДТП водитель сам оплатит 500 грн. Это небольшая сумма, особенно когда машина получила значительные повреждения и ущерб составляет десятки или сотни тысяч гривен", — отметил Мельничук.
Еще до 10 – 20% можно экономить на КАСКО, выбирая неполный набор рисков. Например, водителям с гаражами не стоит платить за риск угона машины с любого места.
Впрочем, люди не часто пользуются такими возможностями, и стараются подстраховаться на любой случай. По словам директора департамента андеррайтинга и методологии ПАО "Страховая компания" Универсальная" Сергея Паламарчука, в 90% случаев водители выбирают все риски по КАСКО. "Когда человек тратит большие суммы на полис, то желает получить полную защиту", — объяснил он.
К тому же очень популярной стала рассрочка при оплате КАСКО: его можно оплачивать по полугодиям, поквартально, а в некоторых случаях даже помесячно. Правда, это уже будет дороже. Страховщики не любят дожидаться своих денег, потому внедрили принцип — чем дольше выплачивается стоимость полиса, тем он дороже. Цена вопроса может достигать 5 – 8%.
Страховать или не страховать
Впрочем, цена — не единственная проблема для покупателей КАСКО. Не меньше их волнует и другая сложность — с выплатами. Ведь украинские страховщики так и не избавились от своих старых грехов: затягивания сроков выплат и занижения стоимости ремонтов. Лишь немногие крупные компании укладываются по выплатам в 16 – 30 дней. Особенно по машинам в средней ценовой категории (стоимостью до 30 – 40 тыс. долларов) и элитных авто, где любая поломка обходится в крупные суммы.
К тому же многие СК, чтобы избежать судов с клиентами, прописали в своих договорах право на отсрочку в выплате. Она может достигать 60 – 90 дней. При этом страховые компании продолжают сдабривать свои договоры КАСКО списками страховых исключений. В них входят не только вождение в пьяном виде либо задержка в очередном платеже по страховке, но и нарушения ПДД. Если раньше финансисты придирались к очевидным вещам (как например, пересечение двойной сплошной линии на дороге), то теперь стали наказывать людей за нарушения правил проезда на перекрестках и выезды нарушения скоростного режима. Потому водители не перестают задумываться о необходимости покупок полисов у компаний, не оплачивающих их ошибки.