Объект повышенного внимания
Как рассказали в пресс-службе Государственной фискальной службы Украины (ГФС), всего с 2014 г. на таможенною территорию Украины было ввезено 490 тыс. 735 автомобилей с иностранной регистрацией, среди которых 90 тыс. 106 гражданами Украины, а 400 тыс. 629 – нерезидентами.
Также, по данным ГФС только за первое полугодие 2017 г. таможнями выявлено 180 случаев нарушения таможенных правил во время перемещения через границу Украины автомобилей (изъято 183 единицы на общую сумму более 27,5 млн гривен). Из них 161 случай нарушения таможенных правил во время ввоза автомобилей на таможенную территорию Украины (изъято 164 единицы на общую сумму более 22,9 млн гривен).
По неофициальным данным, в Украину ввезено около 1,5 млн автомобилей с иностранной регистрации в разных таможенных режимах. Но достаточно выйти на улицу для того, чтобы понять, что официальная статистика не совсем корректна, визуально автомобилей с иностранной регистрацией много, дороги буквально насыщены таковыми. ДТП с участием "литовцев" и ""поляков", нередко с пострадавшими, привлекают много внимания. В первую очередь потому, что такие автомобили попросту бросают на месте аварии или же они просто сбегают с места совершения ДТП, что существенно усложняет работу полиции. По словам спикера МВД Артема Шевченко, идентифицировать человека, который был за рулем "литовца"-нарушителя, оперативно невозможно. Как мы уже упоминали, такие машины регистрируются на фирму, а фактического владельца найти в этой цепочке очень и очень не просто: "Доверенности сейчас не надо, за рулем может быть кто угодно. Номер такой машины ничего не говорит полиции. В случае с автомобилями на иностранных номерах – они скрываются с места правонарушения. Такую машину, даже если она зафиксирована на видео и скрылась с места ДТП или наезда на пешехода, найти сложно. К тому же владелец ей не дорожит, стоимость такого авто низкая".
В то же время, в патрульной полиции не ведут статистику количества ДТП с участием авто на иностранных номерах и соответственно: "Сравнить соотношение ДТП, совершенных на автомобилях с иностранной и украинской регистрацией, невозможно", - рассказали в Департаменте патрульной полиции Украины.
Кроме того, по словам Шевченко, "литовцев" используют во время совершений тяжких и особо тяжких преступлений. Олеся Бузину убили на машине с итальянской регистрацией и бросили. Как правило, в планируемом тяжком преступлении – разбой, убийство или еще что-то, используют транспортное средство. Машины используют такие, которыми легко пожертвовать. Легко пожертвовать той машиной, которую можно дешево купить. Покупают в Европе машину за 1,5 – 3 тыс. евро, которую к тому же тут сложно идентифицировать, и идут "на дело", после чего машину бросают".
"У полиции повышенное подозрение к этим автомобилям. Потому что надо проверить, а выезжал ли он, ничего ли не нарушил. Эти авто - объект повышенного внимания полиции", - говорит Шевченко. Правда, по его словам это не совсем задача полиции контролировать, выезжал ли "литовец" последние 10 дней, а таможни.
В Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект 5567, который позволит смягчить условия пребывания автомобилей с иностранной регистрацией в Украине. Его также поддерживает объединение владельцев авто с европейской регистрацией. Под текстом законопроекта поставили свои подписи более 60 народных депутатов. Но один из соавторов проекта закона Антон Геращенко, уверен, что прежде чем делать "резкие движения", свои заключения должны дать Кабмин и Минэкономики. "Нужно политическое решение, основанное на расчетах Кабмина и Минэкономики, о том, какой будет плюс и минус, понизим мы или повысим налогообложение. Как это повлияет на поступление бюджета, на производства автомобилей в Украине", - заявил Геращенко.
"Государственным органам нужно уточнить, какие машины были завезены и почему по ним не уплачены налоги и потребовать уплаты. Потому что информация о том, на кого была завезена машина, вносится в базу данных, но с ней никто не работает", - поясняет Геращенко.
В итоге, мы пришли к тому, что таможенники не в состоянии следить за каждой такой машиной, полиция не может остановить только за иностранные номера, а законодатели кивают на исполнительную власть. Тем временем фирмы, предлагающие пригнать авто из Европы в обход уплаты налогов, продолжают свою бурную деятельность, которой с удовольствием пользуется народ и криминалитет.