Acura
Alfa Romeo
Aston Martin
Audi
Bentley
BMW
Brabus
Bugatti
Buick
Cadillac
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Dacia
Daewoo
Daihatsu
Datsun
Dodge
Ferrari
Fiat
Ford
Geely
Great Wall
Haval
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaguar
Jeep
Kia
Lamborghini
Land Rover
Lexus
Lincoln
Maserati
Maybach
Mazda
Mercedes-Benz
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Porsche
Renault
Rolls-Royce
Saab
SEAT
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Tesla
Toyota
Volkswagen
Volvo
ВАЗ (Lada)
ЗАЗ
ЗИЛ
КамАЗ
ЛуАЗ
Москвич
УАЗ
Востребованные монтажники
Последние рассеянные теперь тащат зимнюю резину – чтобы поменять. Я тоже дотянул – всегда без всяких очередей менял в начале ноября, а тут вот решил сэкономить. Теперь болтаюсь в очереди.
Эдик и Ваня работают на монтаже уже восемь лет. Я у них меняю шины тоже восемь лет, потому что у них какой-то договор с нашим гаражом и поэтому скидка для таких же, как и я; четыре колеса R16 обходятся мне в 220 грн. плюс прочистка дисков – десятка. Ну, терпимо, скажем так.
А куда деваться? Уже конец декабря как-никак.
Раньше как-то не было особого ажиотажа – колёса менять! Ну, зима. Ну, снег, укатанные и посыпанные солью с песком дороги. Трактор "Беларусь", вытягивающий вверх по Круглоуниверситетской одинокую чёрную партийную "Чайку" ГАЗ-14 с автоматической коробкой передач. Было на что поглазеть! Но очередей на шиномонтаже не было. Знаете почему? Потому что не было и самого шиномонтажа!
Этому способствовал ряд факторов...

Некосмические скорости
Скорость в СССР – хоть тресни, но была низкой; больше 80 невозможно было выжать на "Москвиче" или "Жигулях" по льду. До той поры, пока не появилась бескамерная покрышка, проблема упиралась именно в резиновый баллон с ниппелем. Он хотя и был защищен покрышкой с металлическим кордом, однако загадочная камера, тем не менее, могла лопнуть в самый неподходящий момент. Камеры, даже с проколом, не выбрасывали – с помощью монтировки, молотка и некоторых сохранившихся до нашего времени известных слов их снимали с обода машины вручную. Затем она накачивалась, и в наполненной домашней ванне определяли место прокола – именно там камера пускала пузыри; так и теперь на СТО отыскивают повреждение.
Заботясь о гражданах с пробитыми камерами, предприятия-кооператоры автопрома выпускали для них "ремкомплект". Туда входили разной формы трогательные резиновые заплатки, кусок наждачной бумаги, "обезжириватель" и собственно клей. Однако все эти убогие гаджеты не могли гарантировать долгий срок убитой камеры. Езда на клееной была сродни хождению по заснеженной крыше в полночь; в любой момент могла наступить трагедия. О какой скорости можно говорить в такой ситуации?
Сегодня есть "лётчики", которые летают исключительно за 150 по реальному гололёду и любят при этом в глазах подруги показаться окончательно крутым и для драйва покрутиться, потянув ручник на себя. Безбашенных во все времена хватало, но тогда, пардон, женщин очаровывали другим; экстремальная езда оставалась уделом буржуазных бельмондо и иных фантомасов.
Зимней ночью…
Зимний – и не только зимний, трафик в СССР нельзя сравнить с современным: освещённость дорог, галогены, обочина, отбойники, плотность движения, дистанция и прочее всё же отличались тогда. Согласитесь, что теперь всё же именно резина спасает от попадалова в попу впереди идущей "копейке" без стопов. Плюс АБС тоже страхует от вращений по льду; в мире о ней узнали только в 1970 году от Daimler-Benz, а в СССР вплоть до его кончины эта опция прошла мимо ГАЗ-ВАЗ. Поправьте, если я ошибаюсь, но и сегодня в Украине только 70% автомобилей оборудованы антиблоком тормозной системы, не позволяющей превращать машину в подобие болида на льду.
Разговоров по мобильному на дорогах было в сто раз меньше. А может, даже в тысячу. Есть шаурму или сосать спрайт, что-то красить или бриться во время движения вообще никому в голову не приходило. Эти привычки появились в период перестройки и захода в страну первых иномарок.
А так зимней ночью по пустынным улицам громыхали только трамваи, для которых зимой и летом рельсы – одним цветом.
Резиновый дефицит
Зимняя "шипованная" резина в СССР всё же была – непонятный треугольный знак "Ш" на заднем стекле "Волги" вызывал глубокое уважение; он свидетельствовал о неординарности владельца, у которого был – это невероятно, ещё один комплект резины. Но металлические шипы и тогда не спасали! Они, наоборот, скользили по льду, потому что предназначены для глубокого снега. Как и цепи, которые, кстати, сегодня тоже используют в экстремальных ситуациях, при снежных заносах.
Если даже летняя резина доставалась с трудом – о какой зимней можно было вести речь? Вспомните Мкртчяна с покрышкой – из "Мимино"… Какие там Нокиан или Гиславед? Ярославский шинный. Московский шинный – расчёт окончен. И то, если повезёт! Моральным спасением было введённое непонятно кем понятие "всесезонка". Скорее всего, это была обычная резина, но реклама прибавляла к цене ещё минимум бутылку! Упомянутая в святи с "Мимино" покрышка 165/13R на "Жигули" в 1975-1985 г. стоила 72 рубля, а на чёрную "Волгу" – недосягаемую мечту украинца и цель жизни жителя Грузии, 118.50! Комплект резины для гаража ЦК и обкомов КПУ приходил по разнарядке из Москвы, потому что на Украине ничего подобного не производилось; шинный завод "Росава" появился в Белой Церкви в 1998 году. Спекулянты орудовали по полной. Для киевских частников выход, а точнее, вход, был один – бульвар Перова, коньяк и "красненькая" (10 руб.)., служебный вход магазина "Автозапчасти". Это было окно в мир скоростей.
Теперь там шумит авторынок.
Семейные мероприятия
Почти все частники вообще никуда не выезжали с наступлением холодов. Машина уже в октябре ставилась в гараж – в идеале; хотя и тогда с помещениями, заполненными старыми вёдрами, пустыми бутылками, шлангами, ремнями ГРМ, колёсными колпаками и пр. и иногда автомобилем, тоже были проблемы. Ещё авто накрывали тентом – до весны. Особо рачительные граждане вообще снимали колёса и "дворники", номера и зеркала, прятали их на балконе. Дело в том, что ВАЗ-2103 стоил около 7 500 руб. – совершенно неподъёмная сумма; она сохранялась с начала 70-х до середины 80-х. Старший инженер в киевском НИИ получал 100 рублей в месяц. "Обвес" или детали к легковой машине - и резина в их числе, в силу дефицита обходились очень дорого…
Вот почему машину бережно ставили на деревянные или металлические колодки. Зимой в выходные дни дружно, всей семьёй, прогуливались к транспортному средству, расчищали подъезды к гаражу или обметали тент от снега – до следующего снегопада.
Вместо послесловия
Ну, всё! Теперь до середины весны буду ездить на зимней – просто запомнились сугробы в конце марта два года назад. И всё же странно – почему шины солидной фирмы Мишлен в качестве своего логотипа используют человечка, полностью обмотанного бинтами? Не приведи Господь!
По материалам segodnya.ua