Вековая история BMW: кто был «движком» компании и почему логотип – это не пропеллер

Вековая история BMW: кто был «движком» компании и почему логотип – это не пропеллер

22 / 02 / 2020
1015

Несколько лет назад компания BMW, немецкий производитель двигателей, легковых и спортивных автомобилей, а также мотоциклов, отпраздновала вековой юбилей. За этот солидный отрезок времени ей удалось убедить весь мир в своей способности производить одни из самых драйверских автомобилей. История успеха стоит детального обзора. Находясь под влиянием войн и дефолтов, предприятие переживало то взлеты, то падения. Несколько раз приходивший в упадок бизнес приходилось восстанавливать с нуля.

В своем рассказе мы остановимся на наиболее важных вехах.

Начнем с названия. BMW – это аббревиатура от Bayerische Motoren Werke («Баварские моторные заводы»).

Первые детища одного из самых известных автомобильных концернов мира появились на северной окраине Мюнхена. В главном городе Баварии и поныне расположена штаб-квартира БМВ.

В 1913 году Карл Рапп и Густав Отто, сын изобретателя двигателя внутреннего сгорания создали две небольшие авиамоторные фирмы. Поначалу они производили двигатели для немецких самолетов.

Вековая история BMW: кто был «движком» компании и почему логотип – это не пропеллер 1

Фото ixtrem.livejournal.com

Когда владельцы приняли решение объединиться, появился завод авиационных двигателей, который в июле 1917 регистрируется под именем, которое сегодня всем известно. Эту дату и принято считать поворотным моментом в истории BMW. Надо признать, что отцы-основатели мало что понимали в автомобилестроении: компаниия прогрессировала благодаря стараниям управленца Франца-Йозефа Поппа, талантливого инженера Макса Фрица и богатейшего финансиста Камилло Кастильони.

Модельный ряд БМВ за всю историю начинается с лицензионных копий британских малолитражных автомобилей, Dixi («Дикси») и Austin («Остин»). Они были способны разгоняться до 60 км/ч. В 1921 году на фирму приходит Джейкоб Шапиро, бизнесмен и инженер. Именно он поставил на конвейер заводов БМВ модернизированные «Остины». Поначалу они были с правым рулем. Потребителей это не особо радовало. Затем были внесены некоторые технические изменения. К концу 1928 году было выпущено и продано 15 тысяч машин, которые пользовались огромным спросом.

Примечательно, что собственного  «первенца» баварцы явили миру поздновато, в 1929-ом, когда к примеру, Peugeot отпраздновала 40-летие собственного автопроизводства, а Ford 10-й год выпускал по миллиону машин ежегодно.

Как же появилась гордая эмблема БМВ? Она унаследована от компании Rapp Motorenwerke и явно перекликается с гербом Баварии – по одной из версий, это стилизованное изображение лопастей пропеллера авиационного двигателя на фоне голубого неба. В любом случае, логотип в разные времена выглядел в нескольких вариациях. А сами баварцы, празднуя столетие компании, развенчали миф об авиационной подоплеке эмблемы. Он мог возникнуть потому, что BMW долгое время использовали под рекламные площадки винтовые лопасти самолетов. На деле логотип был частичным повторением эмблемы Карла Раппа.

Вековая история BMW: кто был «движком» компании и почему логотип – это не пропеллер 2

Фото ixtrem.livejournal.com

Однако вернемся к хронике. По окончании войны немцам запретили производить моторы для самолетов, и тогда предприятие Раппа и Отто переквалифицировалось: начался выпуск мотоциклетных двигателей, а потом и самих мотоциклов. С конвейера в 1923 году сходит первый мотоцикл БМВ, R32.

Вековая история BMW: кто был «движком» компании и почему логотип – это не пропеллер 3

Фото ixtrem.livejournal.com

Транспортное средство снискало широкую популярность. Одновременно, под маркой BMW продолжалось производство доведенных до ума британских «коротышек». Эти автомобили выигрывали крупнейшие гонки, поражая быстротой и элегантностью. А уже упомянутый Джейкоб Шапиро проявил интерес к выпуску машин собственной конструкции. Так появились первые автомобили представительского класса, развивающие скорость до 80 км/ч при среднем потреблении топлива 5-6 литров на 100 км, которые были не всем по карману. Параллельно появляются машины по спецзаказам, в ограниченном количестве.

Очередной хит от создателей БМВ, автомобиль «Вартбург», увидел и потряс мир в 1930-м. При опущенном ветровом стекле это чудо инженерной мысли своей эпохи брало разгон 100 км/ч, а его внешний облик уже отдаленно напоминал модели современности. В 1933-м стартовал выпуск модели «303», первого автомобиля BMW с 6-цилиндровым двигателем и знаковым дизайном радиаторной решетки – двумя вытянутыми овалами, прозванными в просторечье «ноздрями».

1936-й – год появления впечатляющего спортивного автомобиля БМВ 328 с алюминиевым шасси и трубчатой рамой.

К началу Второй мировой войны это было одно из наиболее динамично развивающихся предприятий мира. Военные действия, разумеется, внесли свои коррективы: большая часть заводов пришли в упадок, а в приоритете были авиадвигатели. По окончании войны, за оснащение компанией немецкой армии, победившие союзники ввели для нее 3-летний мораторий на производство. И вновь, как и в былые времена, от развала ее спасли мотоциклы – выпускались модели R24 и R51-2.

Вековая история BMW: кто был «движком» компании и почему логотип – это не пропеллер 4

Фото ixtrem.livejournal.com

В начале 50-х была предпринята попытка наладить выпуск автомобилей, а именно модели 501 класса люкс.

Вековая история BMW: кто был «движком» компании и почему логотип – это не пропеллер 5

Фото ixtrem.livejournal.com

Начинание, однако, ситуацию не спасло, и собственники решили вернуться к проверенной практике: для копирования выбрали весьма своеобразную итальянскую микролитражку «Isetta». Супербюджетная кроха (снова-таки лицензионная) с рулем на передней двери и мотоциклетным моторчиком нашла своего покупателя, а баварский автопром смог выжить после войны. К 1959 году кризис был полностью преодолен, а 60-е стали эпохой расцвета. Первые версии самых известных моделей 3,5, 6 и 7 серии появились именно тогда. В дальнейшей хронике особо выделяется 1986 год и самая успешная модель компании БМВ М-3. На спортивной арене данный автомобиль был безусловным триумфатором.

Вековая история BMW: кто был «движком» компании и почему логотип – это не пропеллер 6

Фото ixtrem.livejournal.com

К слову, о спорте и гонках. Мало кто знает, что означают три полоски триколора подразделения Motorsport: синяя полоска – цвет с герба и флага Баварии, красная – цвет нефтяной компании-спонсора Texaco, а фиолетовая возникла как смешение двух цветов. В 80-е сотрудничество BMW M и Texaco завершилось, но автопроизводитель выкупил права на красный цвет в составе логотипа.

Продолжая хронологию далее, стоит отметить, что в 90-е производство развивалось семимильными шагами. Годом серьезного пополнения стал 1994-й: концерн приобрел промышленное объединение Rover Group. Покупка дала возможность дополнить модельный ряд БМВ внедорожниками и моделями сверхмалого класса. В 1996 году модель BMW Z3 7-й серии впервые оснащается дизельным двигателем. А в 1997 году был представлен сенсационный мотоцикл R 1200 С. Далее дебютировало пятое поколение седанов третьей серии, а начало 1999 года ознаменовалось дебютом BMW X5…

Так баварцы по второму кругу преодолели сложный, но удивительный путь: от двухместных «яиц с моторчиком» до престижных седанов, купе и родстеров, ставших в итоге каноническими образцами современного автомобиля.

В настоящее время производственный процесс BMW налажен на 5 заводах в ФРГ и 22 дочерних предприятиях по всему миру. Это один из немногих гигантов автопрома, использующий только ручную сборку на конвейере.

Вековая история BMW: кто был «движком» компании и почему логотип – это не пропеллер 7

Фото ixtrem.livejournal.com

И, напоследок, кое-что из планов на будущее. К 2021 году БМВ готовит ответ на автомобили Tesla Motors. Поживем и увидим, что из этого получится.

Материалы сайта доступны только подписчикам. Жми лайк и подписывайся!
Вход на сайт
E-mail
Пароль
E-mail
После отправления, в течении 5 минут к Вам на почту придут инструкции по восстановлению пароля.
Новый пользователь
E-mail
Пароль