Зачем? Все начинается с грустной статистики. На самом деле, сама по себе сухая статистика - наука без эмоций, но если посмотреть на число жертв ДТП, которые случились по вине пьяных водителей, то иначе как печальными такие показатели не назвать.
За минувший 2015 год только задокументированных фактов управления водителями транспортными средствами в нетрезвом виде накопилось аж 93 100: это в среднем 255 фактов нарушения за сутки! А сколько невыявленных? Общее количество ДТП по той же причине – 2358: в них погибло 317 и было травмировано 3203 человека.
Для сравнения: в европейских странах уровень смертности вследствие ДТП - около 4 человек на 100 тысяч населения. У нас же – примерно 18. Почему? В настоящее время ответственность водителя за вождение под действием алкоголя, наркотических или медицинских препаратов, которые снижают внимание и реакцию, предполагает только штраф в размере 3400 грн, - если, конечно, это первое нарушение в течение года. Если за тот же год нарушить еще раз – мера ответственности увеличивается: может быть применено лишение права управления ТС на 1-2 года, изъятие ТС и т.д. Но, в общем, сумма в примерно 125 долларов вряд ли может служить серьезной мерой пресечения. Особенно для тех, у кого этих долларов более чем достаточно.
А еще многие водители, несмотря на все недавние исторические события, реформу МВД и запуск Национальной полиции, все же рассчитывают на решение вопроса «на месте», то есть взяткой. Если все сложить вместе, и добавить работу (это другая, не менее грустная история) судов и прокуратуры, то станет очевидным: на сегодняшний день ездить пьяным за рулем в Украине - не такая уж проблема. По крайней мере, пока поездка не закончится ДТП с пострадавшими, или что еще хуже, погибшими. Но кто из числа севших за руль «подшофе» отдавал себе отчет в том, что может произойти по его вине? Скорее наоборот, - градус храбрости провоцировал на "подвиги".
Что дальше?
Законопроект №4373 предусматривает увеличение мер ответственности за вождение в нетрезвом виде, под действием наркотических или других препаратов, которые снижают внимание и реакцию. Кроме роста самих штрафов увеличиваются и сроки, в течение которых нарушение будут считать повторным.
Главный сюрприз - лишение права управления ТС: оно будет применяться всегда, даже при первом нарушении. Автомобиль нарушителя может быть изъят на так называемой возмездной основе. То есть не конфискован, а изъят с целью последующей реализации на аукционе и возмещением вырученных средств бывшему владельцу. Заметим, что допустимая норма содержания алкоголя в крови остается без изменений, согласно совместному приказу Минздрава и МВД - до 0,2 промилле, что реально равно сумме уровня остаточного алкоголя в крови от жизнедеятельности организма и допустимой ошибке приборов измерения.
Прогнозы
Законопроект составлен предельно кратко, затрагивает лишь Админкодекс, а ему к поправкам «не привыкать»: там их уйма. Сопроводительная записка опирается на статистику, что очень правильно, ведь математический расчет всегда имеет приоритет перед эмоциональными реакциями. Законопроект предусматривает потенциальное уменьшение жертв ДТП и одновременно обещает увеличение поступлений в бюджет. Как видите, все складывается и все факторы - «за». Поэтому вероятность того, что документ №4373 будет поддержан нардепами и вскоре станет законом, очень высока. А вообще, никогда не садитесь за руль «под мухой» - не к добру это. И дело даже не в штрафах.