История малокубаторного мототранспорта СССР началась из первого серийного мотовелосипеда ХВЗ В-901, который выпускали на Харьковском велозаводе. Мотовелосипед был на конвейере с 1958 года. Недавно один экземпляр модели ХВЗ В-901 пополнил коллекцию AC Heritage.
Работы по созданию легких мотовелосипедов велись на протяжении многих лет. В 1932 году Харьковский мотозавод выпустил экспериментальную партию велосипедов с подвесным мотором. Однако в серийное производство модель не пошла. Создать моторезированный велосипед пытались и на Московском велозаводе. Попытки закончились сборкой нескольких единичных моделей.
Дело продвинулось в 1950-х годах, когда Филипп Прибылой предложил Харьковскому предприятию собственную версию компактного мотора. Уже в 1955 году завод выпустил экспериментальную партию мотовелосипедов Д4 «Харьков». Эти транспортные средства стали настоящим прорывом. Позже велосипед ХВЗ В-110 «Прогресс» оснастили компактным двигателем Прибылого и показали союзному начальству. Мотовелосипед получает одобрение и отправляется в серию. Этот экземпляр находится в Музее украинской вело и мототехники (Музей ВМТ).
Источник: autoconsulting