Факты ICTV совместно с пресс-службой Государственного агентства автомобильных дорог Украины (далее – Укравтодор) и экспертом транспортного рынка Олегом Островерхим дают ответы на самые важные вопросы.
Что с деньгами?
В государственном бюджете 2016 года на ремонт дорог заложено 19,4 млрд грн. Эта сумма позволила бы привести в порядок 1750 км. Однако лишь 6,5 млрд грн гарантировано попадут в распоряжение Укравтодора, которые будут потрачены на развитие и содержание всего лишь 728 км дорог. Кроме этого, на выполнение долговых обязательств по кредитам будет выделена остальная сумма – 11,945 млрд грн.
Почему так мало?
С 2015 года решением руководства страны были полностью отменены целевые поступления на развитие и содержание украинских дорог. То есть, все акцизы с топлива и автомобилей, которые должны направляться исключительно на ремонт дорог, с 2015 года идут непосредственно в общий бюджет, а уже из него, по остаточному принципу и по решению Верховной Рады и Кабмина, финансируется дорожная отрасль и все виды дорожных работ.
Источники финансирования
Напомним, в прошлом году было отремонтировано около 300 км. В этом году Укравтодор планирует отремонтировать более 1750 км дорог общего пользования. Это будет возможно, если поступят все заявленные средства из всех источников, то есть - около 19,4 млрд грн. Из государственного бюджета по основной программе “Развитие и содержание дорог общего пользования“ в 2016 году гарантировано выделяется 6,5 млрд грн, из которых 3,5 будут направлены на текущий средний ремонт и 2,5 на эксплуатационное содержание и т.н. ямочный ремонт. Кроме того, государством предусмотрено финансирование отдельного инвестиционного проекта ремонта дорог во Львовской области - 232 млн грн будет использовано исключительно на капитальный ремонт автодорог региона.
Международные финансовые организации на наши автодороги в этом году планируют выделить около 4,3 млрд грн, из которых:
1,968 млрд грн - на строительство и реконструкцию;
1,975 млрд грн - на капитальный ремонт;
440 млн. грн - на эксплуатационное содержание.
Из государственного фонда регионального развития в 2016 году планируют направить на текущий средний ремонт 186 млн грн, а фонды местных бюджетов - около 708 млн грн на все дорожные работы. Благодаря эксперименту со сверхплановыми таможенными поступлениями, Одесская, Донецкая, Львовская и Черновицкая области планируют привлечь на капитальный и текущий средний ремонт дорог более 1,8 млрд грн.
Кроме упомянутых источников, в Укравтодоре есть остатки кредитных средств, привлеченных под государственные гарантии в 2012-2013 гг., которые в этом году дорожники также планируют окончательно использовать, а это около 5,5 млрд грн. В частности, за эти деньги необходимо погасить задолженность перед подрядчиками в 1,3 млрд грн за выполненные ремонтно-строительные работы в прошлые годы. Остальные же средства Укравтодор планирует направить на строительство, капитальный и текущий средний ремонт автодорог.
Если вышеупомянутые средства будут направлены в полном объеме, в 2016 году удастся отремонтировать более 1750 километров, то есть 1% от всей протяженности автомобильных дорог общего пользования. С учетом того, что капитального ремонта требуют около 97% дорог, этого слишком мало.
На что хватит?
Как признаются в Укравтодоре, критическая потребность необходимого финансирования только содержания дорожной сети составляет около 9 млрд грн. А значит, в этом году профинансировано лишь 28% (2,5 млрд) от необходимой суммы, из которых на ликвидацию ямочности и деформации дорожного покрытия Укравтодор может направить чуть более 1 млрд грн.
А в идеале?
В соответствии с действующими нормами и стандартами, ежегодно необходимо выполнять работы по текущему и капитальному ремонту на 5 тыс. км дорог государственного значения и 36 тыс. км дорог местного значения. Это возможно при условии ежегодного финансирования в размере 50-60 млрд грн.
Почему именно 50-60 млрд?
Эта сумма подсчитывалась как специалистами Укравтодора и Министерства инфраструктуры Украины, так и подведомственными научными организациями (государственное предприятие Государственный дорожный научно-исследовательский институт им. М. П. Шульгина) в начале 2015 при соответствующем курсе доллара. Учитывались виды ремонтных и строительных работ, которых требовали дороги общего пользования и производственные мощности, на которые могут рассчитывать дорожники при выполнении ремонтных работ.
Как расширить бюджет?
Именно для этих целей Укравтодор совместно с Министерством инфраструктуры разработал два законопроекта №2724 и №2725 о создании Дорожного фонда. Создание отдельного фонда предусматривает, что все целевые поступления (акцизный сбор от импортных нефтепродуктов, топлива и автомобилей) должны идти в дорожный фонд и делиться в пропорции 60 на 40.
60% будет выделяться на дороги государственного значения;
40% - на дороги местного значения.
Эти законопроекты были поданы в Верховную Раду Украины в апреле 2015 года, но депутаты не проголосовали за них. 29 марта 2016 законопроект о создании Дорожного фонда вновь оказался на повестке дня, однако на этот раз не набрал достаточного количества голосов. Сейчас Укравтодор совместно с министерством инфраструктуры готовит законопроект к третьей попытки голосования.
Сколько нужно лет, чтобы отремонтировать все?
Если Укравтодор и далее будет финансироваться в объеме 2016 года, то отремонтировать все дороги мы сможем только за 100 лет.
В то же время государственное агентство автомобильных дорог Украины надеется, что в этом году будет принят законопроект “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования системы государственного управления автомобильными дорогами общего пользования” (№ 0954). Согласно этому законопроекту, состоится децентрализация дорог. Дороги государственного значения (с индексом М, Н, Р) останутся в сфере управления Укравтодора, а все местные дороги будут переданы местным органам власти. В таком случае, при стабильном и ритмичном финансировании в размере от 50-100 млрд грн, за 10-15 лет появится возможность отремонтировать в надлежащее состояние всю сеть автомобильных дорог государственного значения.