[ 31 / 08 / 2017 ]

«Полтора века истории»: когда появились первые электрокары

В это сложно поверить, но предок современного электромобиля появился раньше, чем машина с двигателем внутреннего сгорания.

Машины с электрической тягой сегодня не кажутся чем-то диковинным. Электрокары, например, стабильно оказываются лауреатами премии «Автомобиль года». Впрочем, так было не всегда, и в разные годы экологичный транспорт переживал то взлеты, то падения.

Старше, чем двигатель внутреннего сгорания

Первая самоходная тележка с электромотором была создана еще в 1842 году. А в 1899-м в Петербурге русский дворянин и инженер Ипполит Романов создал один из первых русских электромобилей. Конструкцию он скопировал с английских кебов: извозчик сидел на возвышении позади своих пассажиров. Четыре колеса, передние больше задних; свинцовый аккумулятор требовал подзарядки каждые 60 верст, а мощность составляла 4 л. с. Повозка разгонялась до 37 километров в час.

Свои «электрокары» пытались конструировать и даже ставить первые рекорды и европейцы: 100 километров в час впервые в мировой транспортной истории — такую скорость выдавал автомобиль, чье название La Jamais Contente в переводе с французского означает «вечно недовольная». И это был конец XIX века.

Запас хода у первых электромобилей был неплохим, но система подзарядки — очень сложной. В те годы еще не существовало преобразователей тока, поэтому за основу брался электромотор, работающий от переменного тока. Он вращал вал генератора, к которому, в свою очередь, подсоединялись батареи электромобиля. Впрочем, даже изобретение в 1906 году выпрямителя тока не решило проблемы «питания» таких транспортных средств.

«Полтора века истории»: когда появились первые электрокары 1

Человек, который изобрел ХХ век

Американская автомобильная компания из Кремниевой долины неслучайно называется «Тесла Моторс». Знаменитый изобретатель, без которого сегодня не существовало бы и половины привычных нам благ цивилизации, в 1931 году продемонстрировал действующий прототип автомобиля, движущегося без помощи традиционных источников тока.

Тесла заменил традиционный двигатель сгорания опытной модели на электродвигатель мощностью 80 л. с. Потом из радиодеталей, купленных в обыкновенном магазине, он собрал небольшое устройство, присоединил к нему провода, подключил к ним электродвигатель и провозгласил: «Теперь у нас есть энергия!» Тесла сел на водительское сиденье и нажал на газ — автомобиль начал движение. Очевидцы рассказывали, что изобретатель катался так почти неделю, разгоняясь до запредельных для того времени скоростей. Как ему это удалось, никто не знает. Теслу начали обвинять чуть ли не в черной магии. Чувствительный изобретатель страшно обиделся, снял с машины коробочку и больше никогда не возвращался к этой теме.

«Полтора века истории»: когда появились первые электрокары 2

Экологический вопрос

Еще полвека назад стало ясно, что темпы автомобилизации влекут за собой экологические проблемы. Так что в 1960-е человечество вновь обратилось к электрокарам с целью защиты окружающей среды, а в 1970-е — еще и из-за стремительного роста цен на топливо в результате энергетических кризисов. Но опытные партии получались слабыми и не годились для массового производства. Популярность электромобилей начала набирать обороты в 1990-е годы в США, когда Калифорнию признали одним из самых загазованных регионов. В 1996-м General Motors представили модель EV1 с электроприводом. Водители заинтересовались и начали приобретать ее.

Только-только электромобили начали раскручиваться, как дело приняло неожиданный оборот: внезапно был отменен недавно принятый закон о транспорте с нулевым выбросом. GM отзывает электромобили у пользователей и уничтожает их, объясняя это окончанием срока службы аккумуляторов. Уцелело лишь несколько экземпляров EV1 — их передали в музеи. Бывшие водители собирали деньги, требовали вернуть свои машины, митинговали и дежурили у оставшихся авто, но полиция разогнала пикеты, арестовала зачинщиков, а все уцелевшие электрокары увезли и тоже уничтожили.

Сегодня причина таких мер представляется более или менее прозрачной: нефтяной бизнес мог потерять миллиарды долларов дохода из-за экомобилей. Более того, многим концернам грозило банкротство. Они нашли рычаги давления на производителя и придумали убедительную легенду, чтобы объяснить покупателям, что такие машины им попросту не нужны.

«Полтора века истории»: когда появились первые электрокары 3

понравилось? поделись с друзьями
комментарии
На данный момент комментариев нет
Комментарий
Материалы сайта доступны только подписчикам. Жми лайк и подписывайся!
Вход на сайт
E-mail
Пароль
E-mail
После отправления, в течении 5 минут к Вам на почту придут инструкции по восстановлению пароля.
Новый пользователь
E-mail
Пароль