Информация о том, что Россия вводит эмбарго на экспорт дизельного топлива, заставила AUTO-Consulting выяснить, будет ли его дефицит и поднимутся ли цены.Как сообщил на своей страничке в Facebook директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн, на данный момент, все поставки дизтоплива из России в Украину остановлены. И по железной дороге, и по нефтепродуктопроводу. А для справки, Россия контролировала 32% украинского рынка ДТ. Аutoconsulting выяснил, что по данному вопросу думают эксперты. Будет ли в сентябре дефицит дизтоплива в Украине, и поднимутся ли цены на дизель.
По мнению самого Сергея Куюна, эмбарго России на экспорт дизтоплива в Украину, скорее всего, связано с процессом выстраивания россиянами полностью контролируемой вертикали этих поставок. Цель – контроль, как за использованием ресурса, так и за тем, чтобы заработок на этих поставках оставался у правильных людей. Кроме того, через новых контрагентов будет усилен контроль за использованием российского продукта в Украине в военных целях. Отдельным вопросом остается использование средств, собранных с украинского рынка. Они могут пойти на финансирование нужных Кремлю украинских политических партий и движений, либо восстановление Донбасса (с противоположной стороны от линии разграничения).
Но, дефицита дизтоплива, как сообщил господин Куюн, он не прогнозирует. В прошлом году для автомобилистов замена российского продукта на польский, литовский и "морской" прошла вообще незаметно. Продукт у производителей есть, но на его закупку понадобится 2-3 недели.
Примерно такого же мнения придерживается и директор департамента стратегического маркетинга компании State Oil, которая осуществляет хозяйственную деятельность и бизнес-процессы на автозаправочных комплексах под брендом «БРСМ-Нафта» Александр Мельничук. В частности, он сообщил, что по его мнению, дефицит в ближайшее время сойдет на нет. В «БРСМ-Нафта» сейчас занимаются замещением объемов из других стран и просчитывают морские поставки. Поэтому, скорее всего, ситуация с остановкой будущих отгрузок не повлияет на наш рынок.
А учитывая то, что поставки законтрактованных объемов продолжаются, то на октябрь нефть должна пойти на Белорусские заводы в полном объёме и Мозырь с Нафтаном полностью перекроют нехватку. Также нужно брать во внимание, что автомобильный и сельскохозяйственный сезоны на стадии завершения.
Относительно потенциально возможного роста цен на дизтопливо, эксперты также были единодушны. В частности, Сергей Куюн сообщил, что здесь многое будет зависеть от того, как быстро восстановятся поставки из России и в каком объеме. Не исключено, что по отдельным контрактам работа реанимируется уже на днях. Учитывая, что мы на пике потребления, скорее всего пару-тройку недель будет определенная ценовая турбулентность. Но главное, что предпосылки к росту цены на дизтопливо, возникли еще до российского эмбарго. Поэтому, подорожания вряд ли получится избежать. На сегодняшний день потенциал роста, по мнению господина Куюна, около 1-1,5 грн/л.