К движению на острове нужно привыкать. Оно левостороннее. К тому же, местные жители ездят, мягко говоря, безалаберно. Из-за обилия малогабаритного транспорта (велосипедов, мотороллеров, и тук-туков – крытых трехколесных мотоциклов) трафик очень хаотичный.
Рядность никто не соблюдает, все снуют друг у друга перед носом и норовят подрезать. Кроме того, ниоткуда появляются пешеходы, которые перебегают дорогу ну в самых неожиданных местах.
В то же время, парадокс, но аварий почти нет. За все время мы встретили лишь две «поцеловавшихся» машины, и то без особых последствий. Нам кажется, все потому, что, невзирая на хаос, между частниками дорожного движения на Ланке есть своеобразное уважение. При маневре все друг друга предупреждают клаксоном, что заставляет постоянно быть в состоянии повышенного внимания. Если нужно развернуться в потоке – пропустят, и никто не будет возмущаться. Вежливость прежде всего.
Хуже всего на дорогах себя ведет крупногабаритный транспорт – грузовики и автобусы. Они обгоняют с нарушением всех писаных и неписаных правил, и отжимают всех со встречной полосы. Поэтому лучше посторониться и дать «монстру» завершить маневр, а иначе можно и в кювете оказаться.
Полицейских на острове много, ездят в основном на мотоциклах, носят зеленую форму. Ловят на фару тех, кто превышает скорость (ограничение 70 км/час) и останавливают, если нарушение правил совсем грубое. Нам повезло, не тормознули ни разу. Есть только одна трасса (А1), где можно разгоняться до 100 км/час: она платная и проходит дальше от побережья.
Качество асфальта на Шри-Ланке – как насмешка над украинским «автодором», который якобы вбухивает каждый год в наши дороги миллиарды. На острове 80% отличного нового покрытия со свежей разметкой (правда, мы ездили в основном по побережью, в глубине острова, говорят, есть совсем плохие участки).
В местах перехода пешеходов нанесены предупреждающие полосы, которые равно как и сам пешеходный переход, сделаны рельефными, для больше безопасности.
Кроме того, остановки общественного транспорта выделены разметкой желтого цвета в форме «кармана».
Знаки дорожного движения привычны по содержанию, но необычны по «окрасу»: многие из них желтого цвета, даже ближе к оранжевому. И помимо графических указаний содержат дополнительные текстовые предупреждения в стиле «медленнее» или «впереди реконструкция».
Цена бензина на Шри-Ланке практически такая же, как и в Украине. За 1 литр 92-го (он, кстати, на острове более популярен, чем 95-й) просят эквивалент 20 грн. Аренда авто очень зависит от прокатной компании. Мы за 9 дней путешествия отдали 200 долларов за аренду и еще столько же в виде залога, который нам вернули.
Вывод: если хотите путешествовать, не завися от общественного транспорта, и не разоряясь на местное такси, очень советуем взять автомобиль в прокат. Имея опыт вождения в крупном городе, вы очень быстро привыкнете к трафику на Шри-Ланке, и будете получать от поездки истинное удовольствие!
ВАЖНО! Имея только украинские права, на Шри-Ланке придется оформлять местное разрешение. Его цена – около 30 долларов, а также несколько часов ожидания. Чтобы избежать этого, советуем предварительно сделать международное удостоверение IDG, которое дает право вождения в большинстве стран мира. Так дешевле и проще.
Павел Харламов