Acura
Alfa Romeo
Aston Martin
Audi
Bentley
BMW
Brabus
Bugatti
Buick
Cadillac
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Dacia
Daewoo
Daihatsu
Datsun
Dodge
Ferrari
Fiat
Ford
Geely
Great Wall
Haval
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaguar
Jeep
Kia
Lamborghini
Land Rover
Lexus
Lincoln
Maserati
Maybach
Mazda
Mercedes-Benz
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Porsche
Renault
Rolls-Royce
Saab
SEAT
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Tesla
Toyota
Volkswagen
Volvo
ВАЗ (Lada)
ЗАЗ
ЗИЛ
КамАЗ
ЛуАЗ
Москвич
УАЗ
Разберемся на примере Тойоты и других марок.
Toyota издавна славится качеством и надежностью. Но эта же марка лидирует по числу отзывных (сервисных) кампаний. За примерами далеко ходить не надо: только в этом году Toyota объявила о проведении нескольких отзывов.
Первый отзыв Тойоты этого года — замена топливозаборника на 219 811 автомобилях (хэтчбеков Auris, выпущенных с 5 октября 2006 г., седанов Corolla — с 1 ноября 2006 г. по 6 мая 2013 г., гибридных Prius — с 6 мая 2009 г. по 26 ноября 2016 г. и Lexus CT 200h — с 23 декабря 2010 г. по 12 января 2015 г.). Некоторые из тех же Приусов и Лексусов попали еще и под доработку боковых шторок безопасности (установку дополнительных удерживающих кронштейнов). Это был второй отзыв.
Третий затронул кроссоверы Toyota RAV4 выпуска 2005–2012 годов, и он оказался самым массовым в истории. Причиной стал риск повреждения ремня безопасности об острую кромку каркаса заднего дивана. На первый взгляд, сущая мелочь, у нас по-прежнему не принято пристегиваться на втором ряду. Однако сзади возят малышей в детских креслах, а рисковать здоровьем и жизнью своего ребенка нормальный человек не будет.
Чтобы устранить эту недоработку, нужно всего лишь поставить на каркас с двух сторон специальные пластиковые накладки. Разумеется, для клиентов это бесплатно. Плюс мойка. Цена пары накладок, к сожалению, неизвестна. Но и при этом, зная число отозванных автомобилей по всему миру — 2,87 миллиона, можно говорить, что японская компания тратит значительные средства.
Это и удивляет: все-таки машины, которые подлежат отзыву, не назовешь новыми, и надежда, что владельцы, впечатленные фирменным сервисом, вдруг переметнутся от гаражных мастеров к официалам, невелика. Какой смысл так тратиться? В Тойоте уверены, что смысл есть, ведь речь о безопасности клиентов и репутации марки, ее престижности, поэтому отзывы оказываются даже бессрочными и касаются двадцати- или даже тридцатилетних машин. А традицию начал еще Киичиро Тойода, основатель марки. В 1930-х годах вместе с несколькими инженерами он починил грузовик Toyota G1, хозяин которого пожаловался на конструктивный дефект. И именно в Японии возникло такое явление, как TQM (Total Quality Management), что означает тотальный контроль качества.
Хотя официально причинами отзывных кампаний называют не конструктивные дефекты или неисправности, а несоответствия техническому регламенту. Или даже возможности такого несоответствия. Возьмем тот же задний ремень безопасности RAV4 третьего поколения. Он лишь может быть поврежден о кромку каркаса сиденья при определенных неблагоприятных условиях. Совершенно необязательно, что это на самом деле когда-нибудь произойдет. Но этого уже достаточно для объявления отзывной кампании — потому что этот недостаток автомобиля влияет на безопасность. Тем более устранять подобные проблемы прямо требует закон.
В штаб-квартиру Тойоты стекаются данные от дилеров и страховщиков со всего света, и если в какой-то группе машин обнаруживается несоответствие техническому регламенту (дефект), объявляется отзыв. И на сбор данных может уйти не один год. Прочие марки работают примерно так же.
Конечно, к отзывам порой приводят недоработки конструкторов, но чаще — недостатки комплектующих, и тогда расходы по отзывной кампании несет поставщик некондиционных деталей. Однако даже при самом строгом контроле комплектующих и сборки исключить возможность отзывных кампаний на все 100% нельзя — потому что на их возникновение влияет не только техническая сторона, но и человеческий фактор или даже сама природа. Из историй, которые могут войти в анекдоты, вспоминается американский отзыв 2008 года. Тогда вернули на доработку 28,5 тысячи Mini Cooper S из-за слишком далеко выступавших патрубков выпускной системы, о которые обжигались граждане США, любящие ходить в шортах. А Мазда вместе с Тойотой страдали в свое время от пауков, портящих электрооборудование и топливные системы…
Теоретически владельцев «отзывных» автомобилей должны приглашать на сервис сами дилеры. Однако часто, особенно с пожилыми машинами, случается, что они давно не обслуживаются у официалов, сменили не одного владельца и даже регион обитания — контакт с их хозяевами потерян. В таком случае приходится уповать на СМИ, в которых рассказывают о проведении отзывной кампании. Теоретически можно было бы подключить к поиску владельцев МВД, но это отдельная большая работа.