Электромобили завоевывают любовь автолюбителей. По предварительным данным, за 2016 год во всем мире было продано около 650 тыс электрокаров, что на 18% больше, чем за 2015 год. И если еще несколько лет назад казалось фантастикой, что по планете к 2017 году смогут колесить свыше 2 млн электромобилей, то сегодня электромобили уже не вызывают удивления, и не воспринимаются в диковинку.
Впрочем, не все так радужно. Электрокарам пока что сложно вытеснять с дорог своих бензиновых собратьев, так как существует немало проблем с их обслуживанием, а также инфраструктурой «заправочных станций». Да и стоимость электромобилей далеко не всем по карману.
Кто лучше?
Список производителей, с конвейера которых сходят электромобили, за последние годы существенно расширился. BMW, Mitsubishi, General Motors, Nissan, Daimler, Renault, Tesla, Volkswagen, BYD Auto, Ford, Honda, Hyundai, JAC, Toyota, Kia Motors – этот перечень можно продолжать долго. Тем не менее, за относительно недолгую историю этого рынка уже сформировались наиболее популярные марки и модели электромобилей.
Безоговорочное лидерство продолжает удерживать Nissan Leaf. Запущенный в производство в 2010 году этот электромобиль моментально стал бестселлером. Во-первых, внешне Leaf выделяется в общем потоке, но при этом в нем угадываются черты других авто компании, что несомненно привлекает покупателей. Во-вторых, популярность Nissan Leaf связана еще и с тем, что он стал первым серийным электромобилем, который попал на рынки многих стран. Цена Nissan Leaf в Украине: 16-18 тыс долл.
Не менее востребованным оказался электрокар-хэтчбек Renault Zoe, выпускаемый с декабря 2012 года. Причем, его продажи не отстают от того же Nissan Leaf. Renault Zoe обладает броской внешностью, но при это сохранил черты среднегабаритного городского авто. Сильная сторона этого электромобиля – дальность хода на одном заряде, которая достигает 200-240 км, а также внутренняя начинка, которая не уступает конкурентам. Цена Renault Zoe в Украине: около 28-30 тыс долл.
Немалым спросом пользуется с момента своего появления в 2013 году электромобиль BMW i3. Выделяющийся своим футуристическим дизайном, i3 получил высокие оценки благодаря мощному двигателю на 168 л.с., а также запасу хода до 200 км от одного заряда. К слову, в обновленной версии BMW i3, анонсированной осенью 2016 года, запас хода увеличен до 320 км. Цена BMW i3 в Украине: около 35-38 тыс долл.
Ну и, конечно, куда же без Tesla Model S. Детище небезызвестного Илона Маска, несмотря на высокую стоимость (порядка 75-80 тыс долл), моментально завоевало бешеную популярность у автомобилистов. Как оказалось, десятки тысяч потенциальных покупателей возжелали стать обладателями электросуперкара, который разгоняется до 100 км/час всего за 5,5 с. К слову, с 2016 году Tesla представила обновленную Model S, переработав светооптику и убранство салона, и добавив в авто технологию быстрой зарядки. Цена Tesla Model S в Украине: 50-100 тыс долл.
Все дело в моторе
По большому счету, принцип функционирования всех электромобилей одинаков. «Сердце» автомобиля – электродвигатель, который питается от аккумуляторов. Конструкция мотора такова, что в нем отсутствует вибрация и присущий двигателям внутреннего сгорания «гул», а максимальный крутящий момент возникает сразу же при нажатии педали «газа». Также электродвигатель не нуждается в заправке маслом и установке масляного фильтра. Отсутствует в электромобилях и топливный фильтр, и как таковой топливный бак. Его заменяют батареи. В остальном, это обычные авто с подвеской, тормозами, подушками безопасности, климатическим оборудованием, аудиосистемой.
Сколько платим?
Стоят электрокары ощутимо дороже автомобилей на традиционном топливе. Почему? Все очень просто: электромобили все еще менее распространены, чем авто на ДВС, и конструктивно более сложны; кроме того, высокая себестоимость производства аккумуляторов влияет на финальную цену авто. Поэтому, если бензиновый или дизельный хэтчбек В-класса обойдется приблизительно в 15-20 тыс долл, то на покупку аналогичного электрокара придется потратить 30-35 тыс долл и более. Правда, во многих странах для покупателей таких авто существуют субсидии. В Германии, к примеру, тем, кто приобретает электрокар, возвращают около 4 тыс. евро и освобождают от транспортного налога на 5 лет. В Испании субсидия составляет 5,5 тыс евро, а в Ирландии при покупке электромобиля компенсируют 5 тыс. евро.
Ложка дегтя
Электромобили отнюдь не идеальны, и они тоже ломаются. Перегорают лампочки в фарах, стираются тормозные колодки, вылетают амортизаторы. И все это нужно ремонтировать. Кроме того, приблизительно раз в 35-40 тыс км необходимо проходить осмотр и диагностику. Но самая главная неприятность – замена аккумуляторов, которые со временем вырабатывают свой ресурс, и спустя 5-7 лет эксплуатации необходимо устанавливать новые батареи. А их стоимость может достигать 30-50% цены целого автомобиля. К тому же, в Украине еще слабо развита инфраструктура по обслуживанию электромобилей. Это касается как СТО, так и зарядных станций. Их количество, конечно, растет, но не так быстро, как хотелось бы. И если в обычный автомобиль, застрявший без топлива, можно залить 1-2 литра бензина и доехать до ближайшей заправки, что делать, когда среди поля окажется электрокар с разряженной батареей, непонятно.
Туманные перспективы
То, что электромобили займут достойное место в мировом автопроме, уже вряд ли у кого-то вызывает сомнение. По мнению экспертов, к 2030 году доля авто на электрической тяге достигнет 30%. И этот прогноз кажется вполне реалистичным. Но для того, чтобы это произошло, необходимо не только наращивание выпуска электромобилей «в штуках», но и бурное развитие сетей зарядных станций, а также профильных сервисов. Плюс ко всему, не стоит забывать, что топливные корпорации и производители авто на ДВС просто так этот не отдадут долю не рынке. Но главный фактор, который отпугивает покупателей электрокаров, это, конечно же, высокая цена. И до тех пор, пока она не снизится хотя бы на треть, настоящего бума продаж электромобилей мы не увидим.
Павел Харламов