Один за всех
Им стала общественная организация «Украинский страховой омбудсмен» (УСО), которая была создана в конце 2015 года. Она будет предоставлять консультационную и, что самое главное, бесплатную помощь страхователям в спорных ситуациях, которые возникают между ними со страховщиками. «Автоблог» разбирался, в каких случаях может пригодиться поддержка омбудсмена.
Кому помогут?
По идее, за помощью к УСО может обратиться любой человек, у которого есть страховой полис. Но главной целевой аудиторией омбудсмена будут все-таки автовладельцы, имеющие договора КАСКО или ОСГПО («автогражданки»). Поэтому если страховщик не платит в результате ДТП, либо компания занизила сумму выплаты, и денег на ремонт автомобиля не хватает – можно без промедления обращаться к омбудсмену.
Как помогут?
Представители УСО объясняют, что их задача – не довести дело до суда, а выступить в роли посредника между страховщиком и страхователем, и помочь получить страховое возмещение. Для этого представители омбудсмена (юристы, адвокаты) изучают все документы, которые связаны со страховым случаем, обращаются в Национальную комиссию по регулированию рынков финансовых услуг, в Моторное (транспортное) страховое бюро и, конечно же, в страховую компанию, которая попрала права своего клиента. По идее, страховщик под давлением должен все-таки выплатить деньги. Но если дело заходит в тупик – то омбудсмен поможет составить иск и подать его в суд.
Как жаловаться?
У пострадавшего страхователя есть несколько вариантов обращения в УСО. Первый – позвонить на горячую круглосуточную линию по номеру 409. Второй – подать заявку через специальную форму на сайте омбудсмена либо отправить письмо на электронную почту. В течение суток с клиентом должны связаться представители УСО, которые уточнят необходимые детали и, если нужно, запросят дополнительную документацию.
Где гарантии?
Гарантировать 100%-ю помощь страхователю омбудсмен не может, поскольку его мнение в спорах носит рекомендательный характер. Вместе с тем, УСО уже имеет положительную практику урегулирования проблемных ситуаций. Например, жителю Полтавы в декабре 2015 года представители омбудсмена помогли получить выплату, которую он ждал больше года. А еще одному автовладельцу из Ровенской области после обращения к омбудсмену страховщик доплатил недостающую сумму в размере 43 тыс грн, которая должна была покрыть его убытки в ДТП, произошедшем еще в марте 2014 года.
Кстати, УСО за два месяца своей работы получила почти 300 жалоб со стороны страхователей. И в будущем омбудсмен планирует формировать своеобразный «антирейтинг» страховых компаний, которые являются злостными нарушителями. Это должно уберечь водителей от покупки полисов у ненадежных страховщиков, а с другой стороны, стимулировать компании вовремя и в полной мере выплачивать возмещения.
Павел Харламов