Хотя в реальности предназначение телематики очень прозаичное: это сбор статистики о манере вождения автовладельцев, в том числе, о совершаемых ими опасных маневрах, нарушениях правил дорожного движения (превышении скорости, обгонах в неположенных местах), и прочих фактах, которые красноречиво расскажут страховщику об эксплуатации автомобиля. Что же происходит потом с этими данными, и какие преимущества телематика может дать водителю - выяснял «Автоблог».
Как работает?
Принцип действия телематики достаточно прост. В штатный диагностический разъем автомобиля вставляется специальный прибор, который содержит SIM-карту одного из мобильных операторов. Именно она помогает передавать данные страховщику, который практически в режиме «онлайн» видит, что происходит с автомобилем. Кроме того, статистику и географию своего же передвижения может отслеживать и сам автовладелец. Как через специальный веб-портал (его адрес предоставляет страховая компания), так и мобильное приложение, установленное на смартфоне или планшете. Причем обмануть страховщика, отключив «приборчик», не получится. Страховая компания моментально об этом узнает и накажет клиента «рублем».
Будет скидка
Разумеется, сбор данных – не самоцель. Гораздо важнее их последующее применение. Главный сценарий – влияние телематической статистики на страховой тариф по договору «каско». Взаимосвязь в данном случае прямая: чем больше нарушений, чем больше опасных маневров – тем тариф выше. Чем аккуратнее ездит водитель, чем меньше «лихачества» - тем цена полиса ниже. Страховщики говорят, что если после заключения договора страхователь год будет вести себя максимально примерно, то уже на второй год действия полиса скидка может достичь 30%, а на третий – 50%.
Выплата без проволочек
Еще одно предназначение телематики – помощь в изучении причин ДТП. Нередко бывает так, что в аварии несколько участников, есть пострадавшие и возникает сложность с определением степени вины. Все это издряно затягивает урегулирование. Поэтому если у страховщика возникают сомнения в обстоятельствах аварии (в том числе, когда страховая компания не согласна с теми данными, которые зафиксированы дорожной полицией), телематика может сыграть ключевую роль при определении виновника ДТП, и значительно упростить процедуру осуществления страховой выплаты.
Купить? В два счета
Страховщиков, которые предлагают «каско» с телематикой, в Украине пока что не очень много. Но у ведущих компаний (прежде всего с европейскими собственниками, которые знакомы с этой системой не понаслышке) подобные страховые продукты уже появляются. Для того чтобы застраховать автомобиль, не нужно предпринимать какие-то экстраординарные шаги. Достаточно заключить договор, получить от компании прибор для «слежения», установить его в диагностический разъем и разобраться с тем, как анализировать статистику. Ну а дальше – дело водителя: ездить аккуратно и платить по «каско» меньше или гонять от души, но при этом изрядно тратиться на страховку.
Павел Харламов