Автолюбитель в начале двадцатого века обращал коленвал с помощью пусковой/заводной ручки, это было крайне неудобно, трудно и связано с определенной долей опасности, подтверждающие сотни сломанных пальцев и вывихнутых запястий.
Кроме того ручной запуск мощных двигателей требовал от автовладельца хорошей физической подготовки. Возникла потребность в нетравмоопасном и простом в эксплуатации устройства для запуска двигателя.
В 1899 году Клайд Коуман первым предлагает использовать электрический пускатель, но конструкция стартера оказалась "сырой", имела ряд недостатков и не вызвала должного интереса у американских автопромышленников. Это в наше время трудно представить автомобиль без стартера, а в случае поломки ремонт стартера не вызывает затруднений. А тогда стартеру пришлось проделать долгий путь до тех пор, как он стал неотъемлемой частью автомобиля.
Гениальный изобретатель и дальновидный промышленник
В 1911 году изобретатель из Огайо - рядовой сотрудник компании Delco Products - Чарльз Кеттеринг (Charles Kettering) приступает к работе над проектом, который впоследствии принесет ему мировую известность и вице-президентство в корпорации General Motors.
Этот проект назывался "электрический стартер для запуска автомобильного двигателя". Через пару месяцев Кеттеринг публикует статью в журнале "Popular Mechanics" о проектируемом устройстве, вызывает насмешки в свой адрес от коллег-изобретателей. Эксперты единогласно утверждали, что для запуска двигателя необходимо равный ему по размерам электромотор мощностью как минимум пять лошадиных сил, а аккумуляторов способных дать столько тока в то время не существовало. На страницах журнала развернулась ожесточенная полемика, Кеттеринг приводил оппонентам в пример успешное изобретение 1904 года, когда по заказу фирмы NCR он заменил заводную ручку в кассовых аппаратах на маленький электродвигатель.
15 июня 1911 Чарльз Кеттеринг представляет на суд автоконцернов стартер - электрический моторчик, который в течение короткого промежутка времени развивал достаточно большую мощность, чтобы раскрутить коленвал двигателя до необходимой частоты вращения, а после запуска то же электромотор использовался в качестве генератора, чтобы заряжать аккумуляторную батарею.
Первым по достоинству оценил изобретение Генри Лиланд (Henry Leland) - основатель автогиганта Cadillac. И в 1912 году в серийное производство запускается автомобиль Cadillac Model Thirty, в котором коленвал двигателя раскручивался стартером Кеттеринга.
Что касается других автокомпаний, они скептически отнеслись к электрическому пуска, например, массовый автомобиль тех лет "Жестянка Лиззи" - Ford Model T вплоть до 1919 года комплектовался только заводной ручкой. И только с 1920 года автопроизводители стали устанавливать в пусковую систему двигателя электрический стартер.
Стартер и генератор теперь отдельно
Стоит отметить одну интересную происшествии в 1916 году, американский инженер Винсент Гуго Бендикс (Vincent Hugo Bendix) предложил использовать в конструкции стартера особую обгонную муфту, назначение которой предотвращать передачу крутящего момента от ведомого вала к ведущему, если подчиненный начинает крутиться быстрее. Это нововведение сняло со стартера функцию генератора и в электрооборудовании автомобиля появились два обособленных устройства: источник энергии при работающем двигателе - генератор и потребитель энергии - стартер.
Крестные родители стартера
Гениальные личности, подарили пусковой системе автомобильного двигателя электрический стартер. Чарльз Франклин Кеттеринг (1876-1958 гг.) - Американский изобретатель, инженер, предприниматель и владелец 186 патентов. Он был одним из основателей компании Delco, руководил исследованиями для General Motors в течение 27 лет с 1920 по 1947 год. Среди его наиболее известных изобретений - электрический стартер, автомобильный высококомпрессионный двигатель, высокоскоростной двухцилиндровый двигатель, этилированный бензин, хладагент фреона для систем охлаждения и кондиционирования воздуха, технология производства быстросохнущих лаков и эмалей для конвейерной окраски автомобилей. В 1927 году изобретатель основал научный фонд Kettering Foundation, который существует и сегодня.
Генри Мартин Лиланд (1843-1932 гг.) - Американский инженер, изобретатель и промышленник, основатель автомобильных концернов Cadillac и Lincoln. Особое внимание уделял точности обработки деталей и их взаимозаменяемости. Генри Лиланд много сделал для усовершенствования автомобилей: он первый установил на своих автомобилях электрический стартер и восьмицилиндровый двигатель оригинальной V-образной формы, первый в мире запустил в серийное производство автомобиль с металлической крышей (до этого крыши были деревянными).
Винсент Гуго Бендикс (1881-1945 гг.) - Американский изобретатель и промышленник, пионер в области автомобильной и авиационной промышленности, внес значительный вклад в развитие этих отраслей. В 1910 году Винсент Бендикс сконструировал и запатентовал особую обгонную муфту, впоследствии, названную в его честь - это изобретение сделал электрический стартер более практичным для запуска автомобильных двигателей, а затем и авиационных. Основал компанию Bendix, которая просуществовала до 1983 года.