А такие названия как Tesla Model S или Nissan Leaf и вовсе стали именами нарицательными. Популярность автомобилей на электрической тяге объяснить очень просто: сравнительно недорого в эксплуатации (10-15 грн на 100 км пробега на электричестве против 200-250 грн на классическом топливе – ощутимая разница), экологически чисто, и, в конце концов, модно. Ведь приятно ощущать свою причастность к инновациям, разве нет? Однако вопрос, когда электромобили завоюют мир, и смогут ли вытеснить транспорт на ДВС, все еще остается открытым. И вот почему.
Мир на ушах
Годом «рассвета» электромобилей считается 2012-й. Именно тогда, по разным оценкам, произошел рывок и было продано около 110 тыс электрокаров. Кроме того, в этом же году на рынок вышло целых 15 моделей электромобилей. В том числе, начались массовые продажи Nissan Leaf, который и по сей день считается самым популярным авто с электрическим двигателем. В 2013 году во всем мире было продано уже 240 тыс электромобилей, в 2014 году – 317 тыс, а в 2015 году – 549 тыс авто. При этом активнее всего покупают электрокары в Европе, Китае и США. Именно там живут самые сознательные и рачительные автовладельцы.
Догнать и перегнать
Украина, конечно, еще изрядно отстает от других стран. Но и у нас тоже есть чем похвастаться. Самый внушительный взрыв продаж, как и во всем мире, произошел в прошлом году. Так, если в 2014 году по дорогам нашей страны колесило всего лишь 115 электрокаров (это официальная статистика МВД), то за 2015 год в полку автовладельцев прибыло целых 453 электромобиля. Итого, рост на 393%! Как и в других странах, самым продаваемым в Украине является Nissan Leaf, следом за ним – Tesla, Ford и Citroen. Причем, эксперты источают оптимизм, и считают, что за 2016 год в нашей стране будет продано еще 1000 электрокаров.
Радужные прогнозы
О том, смогут ли электромобили стать преобладающим видом транспорта, спорят уже давно. Например, в недавно обнародованном докладе Международного энергетического агентства (International Energy Agency) говорится, что к концу 2016 года на планете будет насчитываться 1,26 млн электромобилей, а к 2020 году их количество возрастет до 20 млн штук. Однако, если учесть, что в целом мировой автопарк еще в 2011 году перевалил отметку в 1 млрд транспортных средств, а к 2035 году он увеличится до 1,7 млрд авто, электрокары в ближайшие 20-30 лет все равно будут оставаться в меньшинстве.
Нефтяники против
Одно из главных препятствий на пути господству электромобилей – отсутствие развитой инфраструктуры. Прежде всего зарядных станций и специализированных автосервисов. И если в Западной Европе и США дело с «электро-АЗС» обстоит лучше, то в Украине ими покрыты (и то, не полностью) разве что ключевые магистрали. Например, в направлении Львова, Одессы и Харькова.
Не меньшая проблема – давление со стороны нефтедобывающих корпораций и производителей авто с ДВС, для бизнеса которых электрокары представляют реальную угрозу. В США в начале этого года даже была организована группа, которая намерена противодействовать субсидированию производителей электромобилей и лоббировать традиционные виды топлива. Во главе этого движения - компания Koch Industries, которая является одним из крупнейших энергетических конгломератов в штатах, и будет на «антипропаганду» каждый год выделять около 10 млн долл.
Не все так гладко
Впрочем, у электромобилей есть и чисто потребительские недостатки. Во-первых, высокая себестоимость производства, и, как следствие, «кусающаяся» розничная цена. По некоторым оценкам, чтобы уравнять цену электрокаров и авто на ДВС, понадобится еще не меньше 10-15 лет. Во-вторых, аккумулятор в электромобилях отнюдь не вечен. В зависимости от модели, срок его службы может колебаться от 7 до 10 лет. При этом замена стоит немалых денег, достигая 20-30% стоимости самого автомобиля. В-третьих, далеко не все хотят рыскать в поисках свободной розетки и заряжать свой электромобиль каждые 150-200 км, а также переживать за то, что в случае разряда батареи где-то в дороге, авто превратится в безжизненную груду металла, которую без эвакуатора с места не сдвинешь.
Так что, прогресс и технологическая революция это, конечно, хорошо. Но на то, чтобы отвоевать «место под солнцем» и действительно потеснить собратьев на традиционном топливе, электромобилям явно потребуется еще не один десяток лет.
Павел Харламов