Acura
Alfa Romeo
Aston Martin
Audi
Bentley
BMW
Brabus
Bugatti
Buick
Cadillac
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Dacia
Daewoo
Daihatsu
Datsun
Dodge
Ferrari
Fiat
Ford
Geely
Great Wall
Haval
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaguar
Jeep
Kia
Lamborghini
Land Rover
Lexus
Lincoln
Maserati
Maybach
Mazda
Mercedes-Benz
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Porsche
Renault
Rolls-Royce
Saab
SEAT
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Tesla
Toyota
Volkswagen
Volvo
ВАЗ (Lada)
ЗАЗ
ЗИЛ
КамАЗ
ЛуАЗ
Москвич
УАЗ
А такие названия как Tesla Model S или Nissan Leaf и вовсе стали именами нарицательными. Популярность автомобилей на электрической тяге объяснить очень просто: сравнительно недорого в эксплуатации (10-15 грн на 100 км пробега на электричестве против 200-250 грн на классическом топливе – ощутимая разница), экологически чисто, и, в конце концов, модно. Ведь приятно ощущать свою причастность к инновациям, разве нет? Однако вопрос, когда электромобили завоюют мир, и смогут ли вытеснить транспорт на ДВС, все еще остается открытым. И вот почему.

Мир на ушах
Годом «рассвета» электромобилей считается 2012-й. Именно тогда, по разным оценкам, произошел рывок и было продано около 110 тыс электрокаров. Кроме того, в этом же году на рынок вышло целых 15 моделей электромобилей. В том числе, начались массовые продажи Nissan Leaf, который и по сей день считается самым популярным авто с электрическим двигателем. В 2013 году во всем мире было продано уже 240 тыс электромобилей, в 2014 году – 317 тыс, а в 2015 году – 549 тыс авто. При этом активнее всего покупают электрокары в Европе, Китае и США. Именно там живут самые сознательные и рачительные автовладельцы.
Догнать и перегнать
Украина, конечно, еще изрядно отстает от других стран. Но и у нас тоже есть чем похвастаться. Самый внушительный взрыв продаж, как и во всем мире, произошел в прошлом году. Так, если в 2014 году по дорогам нашей страны колесило всего лишь 115 электрокаров (это официальная статистика МВД), то за 2015 год в полку автовладельцев прибыло целых 453 электромобиля. Итого, рост на 393%! Как и в других странах, самым продаваемым в Украине является Nissan Leaf, следом за ним – Tesla, Ford и Citroen. Причем, эксперты источают оптимизм, и считают, что за 2016 год в нашей стране будет продано еще 1000 электрокаров.

Радужные прогнозы
О том, смогут ли электромобили стать преобладающим видом транспорта, спорят уже давно. Например, в недавно обнародованном докладе Международного энергетического агентства (International Energy Agency) говорится, что к концу 2016 года на планете будет насчитываться 1,26 млн электромобилей, а к 2020 году их количество возрастет до 20 млн штук. Однако, если учесть, что в целом мировой автопарк еще в 2011 году перевалил отметку в 1 млрд транспортных средств, а к 2035 году он увеличится до 1,7 млрд авто, электрокары в ближайшие 20-30 лет все равно будут оставаться в меньшинстве.
Нефтяники против
Одно из главных препятствий на пути господству электромобилей – отсутствие развитой инфраструктуры. Прежде всего зарядных станций и специализированных автосервисов. И если в Западной Европе и США дело с «электро-АЗС» обстоит лучше, то в Украине ими покрыты (и то, не полностью) разве что ключевые магистрали. Например, в направлении Львова, Одессы и Харькова.
Не меньшая проблема – давление со стороны нефтедобывающих корпораций и производителей авто с ДВС, для бизнеса которых электрокары представляют реальную угрозу. В США в начале этого года даже была организована группа, которая намерена противодействовать субсидированию производителей электромобилей и лоббировать традиционные виды топлива. Во главе этого движения - компания Koch Industries, которая является одним из крупнейших энергетических конгломератов в штатах, и будет на «антипропаганду» каждый год выделять около 10 млн долл.

Не все так гладко
Впрочем, у электромобилей есть и чисто потребительские недостатки. Во-первых, высокая себестоимость производства, и, как следствие, «кусающаяся» розничная цена. По некоторым оценкам, чтобы уравнять цену электрокаров и авто на ДВС, понадобится еще не меньше 10-15 лет. Во-вторых, аккумулятор в электромобилях отнюдь не вечен. В зависимости от модели, срок его службы может колебаться от 7 до 10 лет. При этом замена стоит немалых денег, достигая 20-30% стоимости самого автомобиля. В-третьих, далеко не все хотят рыскать в поисках свободной розетки и заряжать свой электромобиль каждые 150-200 км, а также переживать за то, что в случае разряда батареи где-то в дороге, авто превратится в безжизненную груду металла, которую без эвакуатора с места не сдвинешь.
Так что, прогресс и технологическая революция это, конечно, хорошо. Но на то, чтобы отвоевать «место под солнцем» и действительно потеснить собратьев на традиционном топливе, электромобилям явно потребуется еще не один десяток лет.
Павел Харламов