В Украине пассажиры такси, проехавшись с нервным или просто «творческим» водителем, рискуют впоследствии стать «героями ютуба». Вести видеоблоги или заметки в соцсетях стало популярным среди перевозчиков. Одни так развлекаются, другие срывают злость или мстят клиентам.
Около полутора десятка тысяч просмотров на YouTube набрал ролик киевского таксиста Игоря Иващенко о том, как он «проучил» пассажирку. Изначально настроенный на конфликт, он взял заказ — девушка просила из центра отвезти ее в Вышгород (пригород в 7 км от условной черты Киева). Водитель ответил, что повезет по загородному тарифу, а пассажирка настаивала, что в других службах туда возят по обычному. Их спор водитель выложил в Сеть, сопроводив ролик нецензурными комментариями-«перебивочками». А в конце еще и обматерил девушку, которая отказалась с ним ехать.
Дают советы и троллят
А Владислав, таксист-любитель из Харькова, поделился в соцсети историями, как троллит пассажиров. В начале поездки он гуглил номер будущего попутчика и, узнав немного о человеке с его страниц в соцсетях или на сайтах поиска работы, затем в пути завязывал по телефону разговор с вымышленным товарищем по «теме» пассажира. К примеру, выяснив, что одна из пассажирок с хорошим образованием ищет не слишком перспективную, по меркам IT, работу тестировщика ПО, разговором с «товарищем» он заинтриговал девушку, а потом переубедил ее попробовать строить карьеру в другом ключе.
А в другой раз он потроллил мужчину, который указал в анкете: «тренер личностного роста и НЛП». «Садится в машину и сразу задает вопросы: «Не жалко автомобиль в «Убере»-то убивать?» Я говорю: «Это хобби», — и отвечаю на «телефонной звонок». «Андрей, я на заказе, что там? Что он тебе сказал? Ну ты нашел кого слушать. Эти все тренеры — они же душевные калеки, которые через таких, как ты, пытаются избавиться от своих детских комплексов...» По словам Владислава, тренер был очень недоволен.
«Часто попадаются «интересные» или странные пассажиры, об общении с которыми хочется рассказать, — говорит «Вестям» таксист из Днепра — Денис. — Для подобных историй я завел себе «Твиттер». В него я переношу самые интересные диалоги, но людей не называю».
По словам экспертов, такси-блоги — это жанр с большим вирусным потенциалом. «Мы видим тенденцию к росту количества роликов, снятых таксистами, — каждый день появляются десятки и сотни. Причина в том, что людям за рулем довольно скучно. Одни в такси снимают обзоры телефонов или каких-то автомобильных вещей, делятся опытом работы в разных службах. Они набирают десятки и сотни тысяч просмотров. А другие самовыражаются с помощью провокативных видео — чем больше треша, тем больше популярности. Выкладывать видео с лицом человека без его разрешения запрещают и наши законы, и политика YouTube. Пассажир, если его опубликовали в таком видео, может отправить жалобу — и ролик заблокируют», — объясняет эксперт по коммуникациям и пиарщик одной из компаний такси Даниил Ваховский.
Жаловаться некуда
Глава Украинской таксомоторной ассоциации Андрей Антонюк говорит, что защитить себя пассажирам сложно. «Сейчас очень много таксистов-временщиков, которые не дорожат профессией и ведут себя безобразно. Обычным людям, из-за того что государство вообще не регулирует рынок такси, жаловаться некуда. Если это служба такси, состоящая из одного диспетчера на кухне, им проще поменять телефон или открыться под другим названием. А если даже есть позорящее видео на YouTube, идти с ним в суд практически нет смысла: вряд ли обидчика серьезно накажут», — сказал «Вестям» Антонюк.