Acura
Alfa Romeo
Aston Martin
Audi
Bentley
BMW
Brabus
Bugatti
Buick
Cadillac
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Dacia
Daewoo
Daihatsu
Datsun
Dodge
Ferrari
Fiat
Ford
Geely
Great Wall
Haval
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaguar
Jeep
Kia
Lamborghini
Land Rover
Lexus
Lincoln
Maserati
Maybach
Mazda
Mercedes-Benz
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Porsche
Renault
Rolls-Royce
Saab
SEAT
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Tesla
Toyota
Volkswagen
Volvo
ВАЗ (Lada)
ЗАЗ
ЗИЛ
КамАЗ
ЛуАЗ
Москвич
УАЗ
Скотт Манселл из проекта Driver61 показал на видео, как устроена кулачковая КП болида Ф-1 Jordan 197, на котором когда-то гонялись Джанкарло Физикелла и Ральф Шумахер. Это было в 1997 году, но конструкция и по сей день выглядит гениально.
Скотт рассказывает, как устроена коробка и как она работала. На видео представлен списанный образец, так что ничего страшного Скотт с ним уже не сделает. Разбор начинается с небольшого цилиндра — это рабочий цилиндр коробки передач, работающий на пневматике. Он отвечает за переключение самих передач. Мы к нему еще вернемся.
Необходимо упомянуть, что КП в Ф-1 расположена между задними колесами и двигателем. В единый с ней корпус встроен и дифференциал. Отсоединив его, Манселл извлек из корпуса непосредственно передачи — набор прямозубых шестерней. Из-а своей прямозубости такая КП работает гораздо громче обычной с косозубыми шестернями. Кроме того, из-за отсутствия осевых нагрузок на валах их КПД заметно выше.
Бросается в глаза максимальная простота коробки. Никаких синхронизаторов. Рабочий цилиндр проворачивает небольшую шестерню — и специальная муфта с кулачками (выступами на ней) зацепляется за такие же на шестерне. Чтобы зацепление происходило плавнее (все-таки здесь нет никаких синхронизаторов), кулачки выполнены скошенными.