Наши постоянные читатели знают, как начиналась одна из историй по «борьбе с растаможкой». Группа активистов (позже стало известно, что это общественная организация «Завтра») заблокировала пограничный пропускной пункт «Ужгород». Требования активистов на тот момент касались упрощения «пересички» и признания от служащих КПП справок из СТО о том, что автомобиль был на ремонте. Конечно же, речь шла о нерастаможенных автомобилях с иностранной регистрацией, на которых каждые 5 дней делают пресловутую «пересичку» - въезд и выезд через границу Украины.
Далее еще был ряд событий – эпопея с созданием и «перетягиванием» различных законопроектов, «почти результативное» общение активистов с главой Закарпатской ОГА, новые блокирования пограничных пропускных пунктов… Фактически, ощутимого результата как силовые, так и переговорные действия не дали. «Пересичники» не получили желаемую выделенную полосу для «быстрого разворота», ни один из существующих и заново созданных законопроектов, который мог продлить срок транзитного или временного воза автомобилей, не был даже включен в повестку дня, не говоря о первом чтении в Верховной Раде.
Просветом как для активистов с ОО «Завтра», так и для всех желающих получить доступные иномарки с пробегом, стал законопроект №3251 под авторством нардепа Роберта Горвата. Документ, который успешно прошел два чтения в ВР и был принят в целом, пока, надеемся, временно «завис» в стенах ВР. Причина – зарегистрированный проект постановления об отмене результатов голосования за 3251, мотивированный нарушением отдельных норм Регламента ВР. Наличие этого проекта постановления не дает возможности подписать почти закон главе ВР и передать его на подпись Президенту. А еще должен состояться комитет, который вынесет «вердикт» - были зафиксированы нарушения Регламента или нет.
Пока автомобильное общество ожидает продолжения истории с з/п №3251, как некого символического события, представители ОО «Завтра» решили провести новую встречу. На этот раз, в форме круглого стола и на довольно высоком уровне – с приглашением нардепов, ведь именно они могут выступать в роли субъектов законодательной инициативы.
Круглый стол состоялся 10 июня, и все приглашенные нардепы, и не только они, приняли в нем участие. Присутствовали народные дупетаты: Оксана Юринец, Ярослав и Богдан Дубиневичи и автор з/п №3251 Роберт Горват. Также были представители Львовской и Закарпатской ДФС, Госпогранслужбы. Основная тема встречи – обсуждение вопросов, касающихся «транзитных» автомобилей и ситуации на рынке подержанных транспортных средств.
Остановимся на ключевых моментах мероприятия. Одно из решений, хоть оно, вероятно, сомнительное с точки зрения жителей не приграничных районов, - «налоговая амнистия» автомобилей, которые длительное время находятся в «вечном транзите». Предложено создать законопроект, который позволил бы «растаможить» такие авто по ставкам акцизного сбора, указанным в з/п №3251, но без учета соответствия ТС требованиям Евро-5, сообщает портал auto.
Конечно же, обсуждался и законопроект №3251. Документ, даже с учетом того, что его действие временное, по мнению участников круглого стола должен стать первым шагом к уменьшению налогового давления на импортные автомобили с пробегом. Далее будут создаваться новые законодательные инициативы, которые могли бы отсрочить введение в начале 2018 года норм Евро-6, а также зафиксировать сниженные ставки акциза и снять ограничения «на пригон», которые сейчас включены в з/п №3251.
Уверены, скептики скажут: «Зачем нам это знать? Вот когда отменят растаможку, тогда и пишите». Ответ на подобные реплики может быть только один: за последние 10 или даже 20 лет в Украине налоги на импорт автомобилей только увеличивались, за редким исключением отмены «налогов на налог», таких как дополнительный импортный сбор или спецпошлина. Переход от разговоров с теми, кто может только «успокаивать и обещать» к диалогу с тем, кто действительно может повлиять на ситуацию с «железным занавесом «растаможки» - чуть ли не единственный практический путь приблизиться к европейским ценам на б/у автомобили, ну и одновременно отдалиться от цен на авто на Кубе… А если ничего не менять, то со средним возрастом украинского автопарка, перевалившим за отметку в 21 год, дела на самом деле могут пойти как на Острове Свободы. Только живописных пейзажей с пальмами не будет, а вот каких-нибудь Пежо-206 за $91 000 — сколько угодно.