За что могут остановить
В арсенале у дорожных полицейских будут жезлы-«леденцы». Ими они могут остановить автомобиль (при каких обстоятельствах — смотри «9 поводов»). Также в полиции заявили, что им нужны изменения в законах, чтобы проводить «слепые» проверки водителей на трезвость — выборочно останавливать водителей на дорогах и просить «подышать в трубочку» (сейчас водитель имеет право отказаться от процедуры, если он ничего не нарушил).
Кроме этого, они хотят получить такой инструмент контроля, как «пункты трезвости» (участки на дорогах, где водители в принудительном порядке будут проходить «алкогольный» экспресс-тест). «За пять месяцев 2017 года полиция составила более 20 тыс. протоколов за нетрезвое вождение. Повышение штрафов (с 3400–900 грн до 10 200 грн. — Авт.) водителей не испугало. Мы будем с этим бороться», — заявил Алексей Белошицкий.
Нарушители говорят «до свидания»
Неофициально полицейские рассказывают, что без бывших правоохранителей в новой службе все-таки не обошлось. «Работать будут и «новые», и «старые». «Старые» присутствуют потому, что у них есть опыт в плане дорожного движения. А так как новых обучали меньше, то знания у многих, мягко говоря, хромают», — рассказал нам на условиях анонимности один из полицейских.
По его словам, разнарядок и «планов» по протоколам перед дорожной полицией пока не ставят, но и так понятно, что если наряд выезжает на сложный участок, не быть нарушений там не может. «Вообще, пьяные водители — серьезнейшая проблема, так что тут и план никакой не нужен. Но отсутствие приборов для фиксации скорости будет проблемой.
Допустим, я вижу, что кто-то обгоняет меня и мчится со скоростью 200 км/ч, а повода предъявить им превышение скорости у меня нет. Приходится его или придумывать, или говорить, что водитель вызвал подозрение. Но с таким же успехом он может мне сказать «до свидания» и уехать», — рассказал наш собеседник.
Дорожными законами владеют слабо
По словам автоюристов, Украине действительно была необходима специализированная служба, следящая за безопасностью дорожного движения. Но есть вопросы к техобеспечению дорожной полиции. «Нынешние законы разрешают полицейским использовать техсредства, работающие исключительно в автоматическом режиме. Поэтому те же «Трукамы», 170 штук которых остались после ГАИ, полиция не может использовать, чтобы контролировать скорость», — говорит автоюрист Владимир Караваев.
Также эксперты опасаются, что у дорожной полиции недостаточно знаний. «Я не знаю, как будет с дорожной полицией, но у обычных патрульных достаточно часто это либо необоснованные протоколы, либо составлены безграмотно и с нарушением инструкций. В результате суды по этим делам просто не могут выносить постановления. Так что тут стоит вопрос юридической подготовки дорожной полиции», — считает юрист Вадим Володарский.
Девять поводов, по которым могут остановить
У дорожной полиции будут те же основания для остановки автомобилей, что и у обычных полицейских. Согласно ст. 35 Закона «О Национальной полиции», транспортное средство (ТС) могут остановить, если: