В Украине увеличилось количество ДТП, совершенных пьяными водителями. Только в январе таких зафиксировано 570, хотя за весь прошлый год эта цифра составляет 2358.
Эксперты объясняют это условиями, в которых работает патрульная служба, — полийеские отошли от практики выборочных проверок транспорта и не останавливают водителей, если те явно не нарушили.
"Моя сумочка дороже, чем ваш райотдел"
На днях огромный резонанс вызвало видео с похождениями пьяной блондинки на «Рендж Ровере». Женщина припарковала автомобиль на пешеходном переходе по улице Шелковичная, 12. Когда полицейские попытались выяснить ее личность (ею оказалась 52-летняя президент адвокатской фирмы) и убрать авто, дама набросилась на девушку-патрульного. В наручниках ее увезли в Печерское РУ полиции. Там она устроила скандал, перевернула стол, скинула на пол дорогую норковую шубу и заявила, что копы ее пытали и раздели. А хитом интернета моментально стала ее фраза: «Моя сумочка стоит дороже, чем ваше отделение!»
Пока на нее составили протоколы за парковку в неположенном месте и вождение без документов. Но, как удалось узнать от источников в МВД, сейчас решается вопрос о регистрации производства по статье «Сопротивление сотруднику правоохранительного органа», а это уже уголовная ответственность. Кстати, есть информация, что у дамы в родственниках — прокурор.
Перестали бояться копов
Но этот случай не единичный. В последнее время нетрезвых водителей и ДТП с их участием стало намного больше. «Субъективно, пьяные стали биться чаще раза в три. Бывает, за вечер подряд идут 3–4 пьяных аварии, за неделю я снимаю около восьми серьезных пьяных аварий с пострадавшими. А довольно много — мелких, где просто кого-то зацепили, и, оказывается, водитель был пьян. Серьезная авария с трезвым водителем-виновником — это уже что-то необычное», — говорит автомобильный эксперт.
По его словам, если раньше у пьяных водителей типичным было 0,5–1 промилле алкоголя в крови, то сейчас это ближе к двум (сравнимо с бутылкой водки).
«Патрульные не останавливают водителей, если те не нарушают. Чтобы по внешним признакам езды понять, что водитель нетрезв, нужен большой опыт. Также в какой-то мере к этому приводит и лояльное отношение к нарушителям. В прошлом году было зафиксировано около 87 тыс. фактов управления авто в нетрезвом состоянии, а права забрали только у 13 тыс. водителей (у каждого шестого). Безнаказанность порождает вседозволенность», — говорит руководитель управления безопасности дорожного движения Нацполиции Иван Прохоренко.
Автоюрист Владимир Караваев тоже говорит, что пьяные стали садиться за руль чаще. Это он объясняет режимом работы патрульной полиции. «Все были против, когда ГАИ в 5 утра или ночью останавливала всех подряд для проверки на алкоголь. Полиция ушла от этих привычек (чего останавливать человека, если он не нарушает?), и общество это почувствовало.
Полиция снова может начать такие проверки, но тогда народ скажет: «А чем они отличаются от ГАИ?»
Выход:
реагировать должно само общество. Если видишь, что знакомый выпил и садится за руль, не дай ему этого сделать. Либо мы должны брать практику, которая существует в Европе, Америке. Там если видят, что выпивший садится за руль, без зазрения совести тут же сообщают в полицию. Это не считается стукачеством — остановив пьяного водителя, человек спас чью-то жизнь», — сказал Владимир Караваев.
По словам автоюриста Вадима Володарского, наказывают пьяных в зависимости от тяжести аварии. «Нетрезвое состояние служит как отягощающий фактор. Но тенденция такова, что, если обошлось без погибших, чаще оплачивают штрафы или же лишают прав», — сказал Володарский.