Если вы не скептик, или паникер, привыкший кричать: «Зрада – все пропало!», приступайте к рассмотрению новой законодательной инициативы. Она касается требований соответствия ввозимых на территорию Украины и впервые регистрируемых транспортных средств. Сейчас автомобиль должен соответствовать стандарту экологической безопасности Евро-5 и, если ничего не изменится, так будет до конца текущего года.
С первого дня 2018-го в силу вступит Евро-6, с 2015 года действующий в Европе. Насколько позитивно повлияет такой ход событий на экологию – разговор отдельный. Мы же напомним: чем дороже «разрешенные» автомобили, тем дольше будут поддерживаться на ходу старая техника, не соответствующая не то что нормам Евро, а с трудом вписывающаяся в стандарты по выхлопу, написанные еще в прошлом столетии.
Что может измениться до прихода 2018 года, а вместе с ним жесточайшей эко-нормы Евро-6?
Введение этого стандарта в свое время даже сами европейцы перенесли с 2013 на 2015 год, а автопроизводители ищут пути ее обхода (вспомните хотя бы злосчастный «Дизельгейт»). Один из вариантов решения проблемы в Украине предлагает законопроект No5561. Этот документ, если станет законом, сможет отменить обязательное требование соответствия б/у автомобилей любым нормам Евро, - хотя оставит их для новых авто. В настоящее время документ ожидает рассмотрения профильными комитетами и на голосование не выносился.
Еще один вариант – законопроект No5624
Он не блокирует все «Евро» целиком, а лишь отодвигает введение Евро-6 для всех автомобилей на 2 года. Если этот документ получит статус закона – требования Евро-6 для впервые регистрируемых ТС в Украине вступят в действие 1 января 2020 года. На недавнем заседании рабочей группы профильного комитета этот законопроект получил позитивное заключение, что существенно увеличивает его шансы стать законом. Не остается вопрос «Евро» и без «обратной тяги»: законопроект No5624-1, поданный через несколько дней после регистрации предыдущей инициативы, может оставить все как есть, - с небольшим исключением.
В этом документе предложено «с целью поддержки отечественного производителя» (фрагмент названия) оставить существующий график прихода новых стандартов Евро, отсрочку предоставить только для грузовиков с повышенной проходимостью полной массой более 12 тонн. Документ пока не рассматривался ни одним из профильных комитетов.
Недавно к «семейству» законопроектов, касающихся требований Евро для автомобилей, присоединяется еще один документ с номером 6238 и названием «О внесении изменений в Закон Украины "О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств" (относительно ввоза транспортных средств, которые отвечают экологическим нормам "Евро-4")». Авторы этого документа предлагают разрешить ввозить и регистрировать автомобили, выпущенные не более 10 лет назад и соответствующие нормам не ниже Евро-4.
Также из закона «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств», который и регулирует вопросы соответствия ТС регламентам Евро, предлагается исключить пункты о дате вступления в силу норм Евро-5 и даже Евро-6. Если данная инициатива получит поддержку в комитетах ВР и на голосованиях, стандарт экологической безопасности Евро-4 в Украине может стать актуальным на, фактически, неопределенное время.