Acura
Alfa Romeo
Aston Martin
Audi
Bentley
BMW
Brabus
Bugatti
Buick
Cadillac
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Dacia
Daewoo
Daihatsu
Datsun
Dodge
Ferrari
Fiat
Ford
Geely
Great Wall
Haval
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaguar
Jeep
Kia
Lamborghini
Land Rover
Lexus
Lincoln
Maserati
Maybach
Mazda
Mercedes-Benz
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Porsche
Renault
Rolls-Royce
Saab
SEAT
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Tesla
Toyota
Volkswagen
Volvo
ВАЗ (Lada)
ЗАЗ
ЗИЛ
КамАЗ
ЛуАЗ
Москвич
УАЗ
Как считают специалисты консалтингового агентства ISS, Илону Маску, который совмещает позиции генерального директора и председателя совета директоров, стоит отказаться от второй должности, сконцентрировавшись на производственных задачах и укреплении позиций Tesla на рынке. Что касается претендентов на вылет из совета директоров Tesla, ими стали Антонио Грасиас и Джеймс Мёрдок — каждому из них эксперты ISS выдвигают индивидуальные претензии. В случае с Грасиасом это «оплата, не соответствующая уровню эффективности» и его аффилированность: в 2017 году Valor Management Corp., владельцем и руководителем которой является Грасиас, оказывала консультационные услуги Tesla, за которые получила 34 тысячи долларов. Очевидно, этот случай не сочетается с его позицией «независимого члена совета директоров». Джеймс Мёрдок, сын медиамагната Руперта Мёрдока, помимо должности в Tesla занимает пост генерального директора медиахолдинга 21st Century Fox, в состав которого входит знаменитая киностудия 20th Century Fox. Эта «перегруженность должностями», по мнению экспертов, не позволяет ему эффективно работать в Tesla.

Впрочем, круг претензий к менеджерам Tesla шире. Среди прочего они ответственны за фактический провал технологической подготовки производства Tesla Model 3 — стратегически важной для Tesla модели. Именно с запуском Model 3 компания должна была выйти на ежегодный объём производства в 500 тысяч штук, что стало бы предпосылкой к сокращению убытков автомобильного бизнеса Tesla и дальнейшему переходу в зону прибыльности. Напомним, что помимо выпуска электрических автомобилей компании занимается (и весьма успешно) производством солнечных батарей и решениями по хранению и передачи электроэнергии. Что касается сборки Model 3, пока её объёмы далеки от запланированных. По состоянию на март в США компания реализовала 3680 экземпляров Model 3, 3200 экземпляров Model S и 2500 экземпляров Model X. Отметим, что по состоянию на март три самых популярных электромобиля в США, за ними идут Chevrolet Bolt (1774) и Nissan Leaf (1500).
«В сложившихся условиях важно, чтобы совет директоров и руководящий состав сконцентрировались на преодолении производственных сложностей, а также чтобы CEO и высшее руководство не отвлекались на побочные деловые интересы и перебранки в Twitter», резюмировали в ISS, добавив, что компании необходим независимый председатель совета директоров.
Несмотря на рост объёмов производства, до точки безубыточности ещё далеко, поэтому потери растут. Если в первой половине 2017 года убыток Tesla составлял $330 млн., то уже к концу года он вырос до $675 млн, а в первом квартале 2018 года достиг $710 млн. При этом большие надежды как руководство компании, так и инвесторы возлагают именно на Model 3, которая должна стать самым массовым электрокаром и начать генерировать прибыль.
Между тем, первая волна заказов на Model 3 давно схлынула и начался “отлив”. Дело в том, что спрос на электромобили в США активно стимулируется правительством, которое предлагает на электромобили возвращаемую субсидию в размере до $7500, которую можно оформить после покупки. Однако, субсидия эта действует до того времени, пока компания не продаст на рынке США 200 тысяч электромобилей, а этот рубеж Tesla может преодолеть уже в этом году. Таким образом, те, кому эта субсидия важнее и нужнее всего — покупатели недорогой Model 3 остаются без господдержки. Да, ещё есть субсидия от правительства штата, но она зачастую носит временный характер, зависит от политики штата, а в каких-то штатах, например, в Мичигане её вообще нет. В то же время, в Калифорнии — главном автомобильном рынке США в том числе и для Tesla, скидка на электромобиль составляет $2500. К слову, именно поэтому в последнее время Илон Маск активно пиарит дорогую полноприводную версию Model 3.

По разным оценкам, неспособность наладить производство в нужном объеме на фоне потери вышеупомянутой скидки может отнять у Model 3 от 20 до 40% предзаказов. Вспомним, что за каждый заказ придётся вернуть $1000, таким образом уже тысяча ушедших покупателей, которые, к слову идут в салоны Chevrolet за хэтчбеком Bolt уже принесёт убытку в $1 млн…
Но дело даже не в этом. Как сообщает агентство Reuters, ISS — не единственная компания, куда акционеры Tesla обратились за консультацией. И если ближайший совет директоров, который состоится 5 июня, может стоить Илону Маску должности председателя, то следующий легко оставит его без работы в Tesla. Как тут не вспомнить историю времён его службы в PayPal: Маск был уволен с должности генерального директора по итогам экстренного заседания совета директоров.