Легче всего ориентироваться на тип впрыска автомобиля. Для карбюраторных моторов и моноинжекторов в основном подходит второе поколение газобаллонных установок. В первом случае подача газа в «карб» осуществляется через смеситель-проставку, а в «мониках» используют газовый смеситель, который подсоединяется к ресиверу. То есть в коллектор поступает уже готовая газовоздушная смесь.
Здесь есть риск самовоспламенения смеси от пламени на выпуске. Чтобы его исключить, смеситель оборудуют обратным клапаном – «антихлопком».
Особенность ГБО 2 заключается в ручных настройках. В этом состоит основной недостаток системы, потому что настройщик ориентируется или на собственные ощущения, или на мнение водителя. Машина может ехать бодро и без провалов тяги, но состав смеси при этом не будет идеальным. Неправильное соотношение воздуха к пропану приводит к неполному сгоранию топлива или повышенному расходу. «Прогар клапанов», о котором так много говорится в сети, также является следствием нарушений стехиометрии.
Из преимуществ выделим невысокую стоимость комплекта «газового карбюратора». Его цена примерно вдвое ниже, чем у современных комплектаций.
На инжекторы ставят ГБО 4 поколения – в Киеве таких машин большинство. Здесь полностью имитируется бензиновый алгоритм: пропан поступает в цилиндры через форсунки, только газовые. Чтобы управлять системой, в комплект установки входит также электронный блок управления (ЭБУ). Прошивки «газового мозга» могут быть универсальными или персонифицированными. Вторые – прерогатива премиальных комплектаций. Стоят они дорого, зато после монтажа система не нуждается в дополнительных регулировках.
Универсальные программы следует донастраивать. Задача – выставить коррекции подачи пропана, привязавшись к бензиновым алгоритмам. Лучше осуществить это в движении: пока машина ездит, программа считывает время срабатывания форсунок в бензиновом режиме для каждого диапазона оборотов двигателя. Затем в топливную карту для пропана вводятся коэффициенты коррекции времени впрыска.
После регулировок их результат проверяется диагностикой. Если все в порядке, тогда бортовой компьютер «не ругается», значит, авто готово к эксплуатации. Дальнейшее вмешательство в систему не требуется. Управлением впрыском и переключением режимов заведует ЭБУ.
К слову, чем сложнее организована подача бензина в автомобиле, тем выше требования к способностям «газомозга». Например, на «непосредственных» моторах приходится реализовывать совместную подачу бензина и пропан-бутана. Такая мера защищает штатные бензофорсы от перегрева. Дело в том, что на таких моделях машин бензиновые форсунки расположены близко к камере сгорания, а их охлаждение происходит за счет циркуляции бензина. Значит, если топливо не будет проходить через корпус форсунки, то она выйдет из строя из-за перегрева.